ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 31-АД21-2 от 06.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 31-АД21-2-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 06 мая 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Кучерявого Ивана Леонидовича (с учетом представленных  дополнений) на вступившие в законную силу постановление заместителя  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по  Чувашской Республике - Чувашии от 06 сентября 2019 года, решение судьи  Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 05  декабря 2019 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от  13 февраля 2020 года и постановление судьи Шестого кассационного суда  общей юрисдикции от 08 мая 2020 года, вынесенные в отношении начальника  муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального  строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики  (далее - учреждение) Кучерявого Ивана Леонидовича (далее - Кучерявый И.Л.)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 06 сентября  2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного  суда города Чебоксары Чувашской Республики от 05 декабря 2019 года,  решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 февраля 2020  года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 08 мая 2020 года, Кучерявый И.Л. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 


подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 30 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации и  дополнениях к ней, Кучерявый И.Л. просит отменить акты, вынесенные в  отношении него по настоящему делу об административном правонарушении,  считая их незаконными, производство по делу прекратить. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы  жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кучерявого И.Л. к  административной ответственности) нарушение должностным лицом заказчика  срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для  обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе  неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного  государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение  административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей. 

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Чебоксары  Чувашской Республики в период с 12 по 14 августа 2019 года проведена  проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд учреждения, расположенного по адресу: Чувашская Республика,  г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 76. 

В ходе указанной проверки было установлено, что между учреждением и  ООО «Стройиндустрия» заключен контракт от 24 августа 2018 года № 18 на  выполнение работ по строительству дошкольного образовательного  учреждения в микрорайоне «Университетский-2» города Чебоксары (2  очередь), стоимость которого составила 189 238 737, 60 рублей. 

В соответствии с пунктом 2.5 указанного контракта оплата выполненных  работ производится путем безналичного расчета в течение 30 дней на  основании подписанных сторонами акта о приемке выполненных работ формы   № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, на  основании счета-фактуры (счета), представленного генеральным подрядчиком,  а также всех документов, подтверждающих фактическое выполнение (акты на  скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о  соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского  надзора и другие документы), или на основании акта приемки законченного  строительством объекта за вычетом пеней, штрафов. Авансирование не  предусмотрено. 


№ 1 по форме КС-3 на сумму 7 102 515,43 рублей, которые в тот же день были  согласованы заказчиком. 

Следовательно, оплату необходимо было произвести не позднее 12 ноября  2018 года. 

Однако оплата принятых работ по этим актам в полном объеме  произведена 05 декабря 2018 года. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  должностным лицом начальника учреждения Кучерявого И.Л. к  административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

С таким решением согласились судебные инстанции, оставив  постановление должностного лица от 06 сентября 2019 года без изменения. 

Вместе с тем такие выводы являлись преждевременными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. 

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об  административном правонарушении выяснению подлежат наличие события  административного правонарушения, виновность лица в совершении  административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела. 

При обжаловании постановления должностного лица Кучерявый И.Л., не  отрицая установленные по делу обстоятельства, последовательно заявлял о том,  что несвоевременная оплата по контракту № 18 произошла по вине третьих  лиц, при этом им были приняты все зависящие от него меры по недопущению  данного нарушения. 

Также заявитель жалобы (Кучерявый И.Л.) указывал на то, что при  наличии формальных оснований для привлечения его к административной  ответственности в обжалуемом постановлении должностного лица не указано,  какие меры надлежало принять заказчику по соблюдению сроков оплаты работ,  предусмотренных вышеназванным контрактом, и причины нарушения  указанных сроков какие еще действия не выполнил заявитель, но обязан был  выполнить в силу своих должностных обязанностей для соблюдения условий  контракта. 

Указанные доводы надлежащим образом судьей Ленинского районного  суда города Чебоксары Чувашской Республики не проверены, надлежащая  оценка им в решении от 05 декабря 2019 года не дана. 

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях административной ответственности подлежит должностное  лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с 


неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных  обязанностей. 

Пунктом 2.1 контракта № 18 установлено, что цена контракта оплачивается  заказчиком за счет средств федерального бюджета, средств республиканского  бюджета Чувашской Республики, средств бюджета города Чебоксары. 

Между Министерством образования и молодежной политики Чувашской  Республики (далее - Министерство) и Администрацией города Чебоксары  Чувашской Республики (получатель) 22 ноября 2018 года было заключено  Соглашение № 851 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета  Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам  городских округов Чувашской Республики на финансовое обеспечение  мероприятий по созданию в Чувашской Республике дополнительных мест для  детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по образовательным  программам дошкольного образования. 

Согласно пункту 4.1.6 указанного Соглашения Министерство  осуществляет перечисление средств на основании представленных получателем  заявок на финансирование по форме согласно приложению 2 к данному  Соглашению по мере поступления таких заявок. 

Как указывалось выше, 12 октября 2018 года в учреждение поступили акт о  приемке выполненных работ № 1 по форме КС-2 и справка о стоимости  выполненных работ и затрат № 1 по форме КС-3 на сумму 7 102 515,43 рублей,  которые в тот же день согласованы заказчиком. 

При этом в данных служебных записках указано на то, что  несвоевременная оплата приведет к нарушению сроков оплаты принятых работ,  за что предусмотрена административная ответственность. 


Денежные средства поступили на расчетный счет учреждения 29 ноября  2018 года. 

При рассмотрении настоящего дела Кучерявый И.Л. в своих пояснениях  указывал на то, что согласно пункту 9 Правил формирования, предоставления и  распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании,  предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации», предоставление субсидий  осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого)  и заключаемого в системе «Электронный бюджет». 

Типовые формы соглашения, дополнительных соглашений к соглашению,  предусматривающих внесение в него изменений и его расторжение, и  уведомления об изменении условий соглашения утверждаются Министерством  финансов Российской Федерации. Соглашение и дополнительные соглашения к  соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его  расторжение, и уведомления об изменении условий соглашения заключаются в  соответствии с указанными типовыми формами (пункт 12 названных выше  Правил). 

Однако типовая форма соглашения до 14 декабря 2018 года  Министерством финансов Российской Федерации не была утверждена и  размещена в государственной интегрированной информационной системе  управления общественными финансами «Электронный бюджет». 

В связи с этим технической поддержкой «Электронный бюджет»,  Управлением Федерального казначейства Чувашской Республики и  Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики  было принято решение о заключении соглашений в бумажном варианте. 

Данные обстоятельства привели к задержке осуществления перевода  денежных средств. 

Указанные доводы отражены в решении судьи районного суда, однако  должной оценки не получили. 

Суд указал на то, что заявителем не представлены доказательства того, что  Кучерявый И.Л. принял исчерпывающие меры по соблюдению обязанности  заказчика по оплате выполненных работ, в том числе путем заблаговременного  планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками  бюджетного процесса. 

Однако данный вывод не мотивирован, так не указано - какие  доказательства свидетельствовали бы о том, что Кучерявый И.Л. планировал  предстоящие выплаты. 

При этом доказательства взаимодействия с участниками бюджетного  процесса названным лицом представлены. 


Вышестоящие судебные инстанции вывод о недостаточности  предпринятых заявителем мер для оплаты работ по контракту надлежащим  образом также не мотивировали. 

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему,  полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, в  производстве которых находилось данное дело, не приняты. 

С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об  административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении  всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела,  соблюдены не были. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в  случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда  города Чебоксары Чувашской Республики от 05 декабря 2019 года, решение  судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 13 февраля 2020 года и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08  мая 2020 года, состоявшиеся в отношении Кучерявого И.Л. по данному делу об  административном правонарушении, подлежат отмене как вынесенные с  существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Ленинского  районного суда города Чебоксары Чувашской Республики. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской  Республики от 05 декабря 2019 года, решение судьи Верховного Суда  Чувашской Республики от 13 февраля 2020 года и постановление судьи  Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08 мая 2020 года,  вынесенные в отношении начальника муниципального бюджетного учреждения  «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары  Чувашской Республики Кучерявого Ивана Леонидовича по делу об 


административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города  Чебоксары Чувашской Республики. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Никифоров