ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 31-АД21-6 от 13.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 31-АД21-6-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 13 августа 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Самарина Сергея Борисовича на вступившие в законную  силу постановление от 22.10.2020 № 481, вынесенное начальником отделения  судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании  алиментных платежей по городу Чебоксары Чувашской Республики, решение  судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики  от 08.12.2020 № 12-764/2020, решение судьи Верховного Суда Чувашской  Республики от 27.01.2021 № 21-30/2021 и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 № 16-1902/2021,  состоявшиеся в отношении Самарина Сергея Борисовича (далее - Самарин  СБ.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением от 22.10.2020 № 481, принятым начальником отделения  судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании  алиментных платежей по городу Чебоксары Чувашской Республики (далее  также - постановление должностного лица), оставленным без изменения  решением судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской  Республики от 08.12.2020 № 12-764/2020, решением судьи Верховного Суда  Чувашской Республики от 27.01.2021 № 21-30/2021 и постановлением судьи  Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 № 16- 1902/2021, Самарин СБ. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,  с назначением административного наказания в виде административного  штрафа в размере 1 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Самарин  СБ. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении  него, ставя вопрос об их отмене. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Самарина СБ. к административной ответственности) предусмотрено, что  нарушение должником законодательства об исполнительном производстве,  выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава- исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на  имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы,  учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства,  за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 этого Кодекса,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной  тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч  до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до  ста тысяч рублей. 

Из пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ  «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует,  что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других  органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном  производстве», судебный пристав-исполнитель, в числе иного, принимает  меры по своевременному, полному и правильному исполнению  исполнительных документов. 

Из пункта 2 названной статьи указанного закона следует, что судебный  пристав-исполнитель имеет право, в частности, получать при совершении  исполнительных действий необходимую информацию, в том числе  персональные данные, объяснения и справки; совершать иные действия,  предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве». 

В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007   № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования  судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и  подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской  Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава- исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным 


приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов  других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную  законодательством Российской Федерации. 

Из части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительными  действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в  соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на  создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно  на понуждение должника к полному, правильному и своевременному  исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.  Судебный пристав-исполнитель вправе, в частности, запрашивать  необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц,  организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации,  а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном  международным договором Российской Федерации, получать от них  объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку  финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;  запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую  информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного,  полного и правильного исполнения исполнительных документов. 

Как следует из материалов дела об административном правонарушении,  Самарину СБ. вменено неисполнение требования от 10.09.2020 судебного  пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о  взыскании алиментных платежей по городу Чебоксары УФССП России по  Чувашской Республике о предоставлении сведений в рамках исполнительного  производства, которое было возбуждено на основании исполнительного листа   № 2-165-05/2, выданного судебным участком № 2 Московского района города  Чебоксары (предмет исполнения: алименты на содержание детей ежемесячно)  в отношении должника Самарина СБ. в пользу взыскателя М.

Согласно означенному требованию названному лицу надлежало  представить судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению  исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу  Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике до 10 часов 00 минут  01.10.2020 ряд перечисленных в нем сведений, в числе которых: о наличии  имущества в собственности (движимое и недвижимое), о семейном положении  и составе семьи, предложения по погашению имеющейся задолженности,  а также иные сведения. В установленный срок требование судебного  пристава-исполнителя не исполнено: 06.10.2020 документы поступили не в  полном запрашиваемом объеме, 15.10.2020 и 22.10.2020 предоставлены  недостающие сведения. Об уважительных причинах, обусловивших  невозможность своевременного исполнения требования, Самариным СБ. не  сообщено. В графе «Объяснения» протокола об административном 


правонарушении им сделана отметка об отсутствии возможности  представления требуемых документов до 01.10.2020 в связи с подготовкой  к отопительному сезону (л.д. 24). 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  Самарина СБ. к административной ответственности, предусмотренной частью  1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, постановлением должностного лица, с выводами которого  согласились судебные инстанции в обжалуемых судебных актах. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, в числе которых: постановление о возбуждении  исполнительного производства (л.д. 25), требование от 10.09.2020, выданное  судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению ИД о взыскании  алиментных платежей по городу Чебоксары УФССП России по Чувашской  Республике (л.д. 7), протокол об административном правонарушении (л.д. 23- 24), и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

К материалам дела приобщены копии документов, предоставленных  Самарину СБ. обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Старко», в котором названное лицо работает в должности  кровельщика, датированных октябрем 2020 года, о занимаемой им должности,  о суммах удержанных и перечисленных алиментных платежей (л.д. 28, 29),  копия справки МВД по Чувашской Республике от 22.10.2020 об отсутствии  транспортных средств, зарегистрированных за Самариным СБ. (л.д. 35),  которые также свидетельствуют факт неисполнения требования судебного  пристава-исполнителя в срок до 01.10.2020. 

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в  соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно  и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях установлены наличие  события административного правонарушения, лицо, не выполнившее  законные требования судебного пристава-исполнителя, виновность указанного  лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства,  имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и  условия совершения административного правонарушения. 

Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, состава 


административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным  доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых  актах. 

Выводы начальника отделения судебных приставов по исполнению  исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу  Чебоксары Чувашской Республики и судебных инстанций сомнений  не вызывают. 

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Оспаривание Самариным СБ. требования судебного пристава- исполнителя о предоставлении сведений в суде в порядке, предусмотренном  Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, само  по себе не влечет приостановление производства по делу об  административном правонарушении, возбужденному в связи с неисполнением  этого требования. Противоположное суждение заявителя не основано на  нормах Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Сведений о признании требования судебного пристава- исполнителя незаконным не представлено. 

Доводы Самарина СБ., приведенные в поданной в Верховный Суд  Российской Федерации жалобе (в том числе, о недостаточности срока для  выполнения требования, о неразъяснении судебным приставом-исполнителем  порядка получения требуемых документов, о незаконности требования и ряд  других), ранее заявлялись им в ходе производства по данному делу  об административном правонарушении и обоснованно отклонены как  несостоятельные. 

Правовых аргументов, могущих служить основанием для отмены или  изменения принятых актов, при рассмотрении дела, равно как и в настоящей  жалобе не приведено. 

Нерассмотрение судебным приставом-исполнителем жалоб Самарина  СБ. может быть обжаловано названным лицом в ином процессуальном  порядке, отличном от урегулированного Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях порядка рассмотрения дел об  административных правонарушениях. 


Порядок и срок давности привлечения Самарина СБ.  к административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для граждан. 

Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 22.10.2020 № 481, вынесенное начальником отделения  судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании  алиментных платежей по городу Чебоксары Чувашской Республики, решение  судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики  от 08.12.2020 № 12-764/2020, решение судьи Верховного Суда Чувашской  Республики от 27.01.2021 № 21-30/2021 и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 № 16-1902/2021,  состоявшиеся в отношении Самарина Сергея Борисовича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу названного лица - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров