ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 32-АД20-12 от 23.11.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 32-АД20-12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 23 ноября 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Аткалеева Н.С. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Энгельса  Саратовской области от 24 марта 2017 года, решение судьи Энгельсского  районного суда Саратовской области от 27 апреля 2017 года и постановление  заместителя председателя Саратовского областного суда от 01 июня 2017 года,  вынесенные в отношении Аткалеева Нурлана Самигуловича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 10 г. Энгельса  Саратовской области от 24 марта 2017 года, оставленным без изменения  решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 27  апреля 2017 года и постановлением заместителя председателя Саратовского  областного суда от 01 июня 2017 года, Аткалеев Н.С. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права  управления транспортными средствами сроком на 1 год 10 месяцев. 

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 04 августа 2017 года указанные судебные акты оставлены без изменения, а  жалоба Аткалеева Н.С. - без удовлетворения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Аткалеев Н.С. выражает несогласие с указанными судебными актами,  вынесенными в отношении него, и просит об их отмене и прекращении  производства по настоящему делу об административном правонарушении. 


Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Аткалеева Н.С. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по  требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Как усматривается из материалов дела, 20 января 2017 года  на ул. М. Расковой, д. 6 в г. Энгельсе Саратовской области, водитель  Аткалеев Н.С, управлявший транспортным средством «ВАЗ - 217030»,  государственный регистрационный знак <...>, в нарушение пункта  2.3.2 Правил дорожного движения, не выполнил законное требование  уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения. 

Принимая решение о привлечении Аткалеева Н.С. к административной  ответственности на основании части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, суды сочли доказанным  наличие в его действиях состава административного правонарушения,  предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии  нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. 

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях установлены наличие  события административного правонарушения, лицо, отказавшееся от  выполнения законного требования должностного лица, уполномоченного на  осуществление федерального государственного надзора в области безопасности  дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние  алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние 


опьянения, виновность указанного лица в совершении административного  правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины и условия совершения административного  правонарушения. 

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в  полном объеме, выводы судов соответствуют нормам действующего  законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела,  получившим оценку с точки зрения их относимости, допустимости и  достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Срок давности и порядок привлечения Аткалеева Н.С. к административной  ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в  пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Аткалеев Н.С, обратившийся в Верховный Суд Российской Федерации с  рассматриваемой жалобой, полагает незаконными обжалуемые акты о  привлечении его к административной ответственности, ссылаясь на то, что в  постановлении от 11 февраля 2020 года по делу «Буча и другие против России»  (жалоба № 64788/17) Европейский Суд по правам человека (далее также - Суд,  Европейский Суд) сделал вывод о том, что по данному делу об  административном правонарушении в отношении названного лица властями  Российской Федерации было допущено нарушение пункта 1 и подпункта с)  пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  заключенной в городе Риме 04 ноября 1950 года (далее - Конвенция). В  названном постановлении Европейский Суд признал, что нарушение связано с  отсутствием обвиняющей стороны на судебных заседаниях и отсутствием  бесплатной юридической помощи в апелляционном производстве. 

Статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определены пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста  на вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. 

Согласно части 4 данной статьи повторные подача жалоб, принесение  протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в  законную силу постановление по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое  постановление, не допускаются. 

Руководствуясь частью 4 статьи 30.16 названного Кодекса, поданная в  Верховный Суд Российской Федерации жалоба Аткалеева Н.С. рассматривается  в части довода о нарушении положений пункта 1 и подпункта с) пункта 3  статьи 6 Конвенции, не заявлявшегося привлекаемым к административной  ответственности лицом при первоначальном обращении в Верховный Суд  Российской Федерации с жалобой от 19 июня 2017 года. 

Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального  закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите 


прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», правовые позиции  Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных  постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются  обязательными для судов (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами  общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от  04 ноября 1950 года и Протоколов к ней»). 

Пунктом 17 названного постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации разъяснено, что в соответствии с положениями статьи  46 Конвенции, истолкованными с учетом Рекомендации Комитета министров  Совета Европы № К (2000) 2 от 19 января 2000 года «По пересмотру дел и  возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи  с решениями Европейского Суда по правам человека», основанием для  пересмотра судебного акта ввиду новых обстоятельств является не всякое  установленное Европейским Судом нарушение Российской Федерацией  положений Конвенции или Протоколов к ней. 

В связи с этим судам разъяснено, что судебный акт подлежит пересмотру в  том случае, если заявитель продолжает испытывать неблагоприятные  последствия такого акта (например, если лицо продолжает находиться под  стражей в нарушение положений Конвенции) и выплаченная заявителю  справедливая компенсация, присужденная Европейским Судом во исполнение  статьи 41 Конвенции, либо иные средства, не связанные с пересмотром, не  обеспечивают восстановление нарушенных прав и свобод. Одновременно  установленное Европейским Судом нарушение позволяет прийти хотя бы к  одному из следующих выводов: о том, что решение суда противоречит  Конвенции по существу (например, постановление об административном  выдворении лица за пределы Российской Федерации, принято, как установлено  Европейским Судом, в нарушение статьи 8 Конвенции); о том, что допущенное  нарушение Конвенции или Протоколов к ней, носящее процессуальный  характер, ставит под сомнение результаты рассмотрения дела (например, отказ  суда в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля,  показания которого могли иметь решающее значение для дела (статья 6  Конвенции). 

При этом в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами  общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от  04 ноября 1950 года и Протоколов к ней» отмечается, что при рассмотрении  судом вопроса о необходимости пересмотра судебного акта учитывается  причинно-следственная связь между установленным Европейским Судом  нарушением Конвенции или Протоколов к ней и неблагоприятными  последствиями, которые продолжает испытывать заявитель. 

Вопросы производства по делам об административных правонарушениях  урегулированы разделом IV Кодекса Российской Федерации об 


Нормами Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях не предусмотрено назначение адвоката лицу, привлекаемому  к административной ответственности, исходя из чего должностное лицо  административного органа, осуществляющее производство по делу об  административном правонарушении, и суд не наделены полномочием  обеспечивать такому лицу защитника, а лишь гарантирует право на  рассмотрение его дела с участием защитника. 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  также позволяет лицу, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, прибегнуть к юридической помощи  защитника, который может участвовать в таком производстве с момента  возбуждения дела об административном правонарушении и вправе  пользоваться процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом  (часть 1 статьи 25.1, части 1, 4 и 5 статьи 25.5). Лицо, в отношении которого  ведется производство по делу об административном правонарушении,  самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)  предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле. При этом  данное лицо может выбрать защитника из числа как адвокатов, так и иных лиц  (часть 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях), что расширяет его возможности в поиске и приглашении  защитника по сравнению с подозреваемым и обвиняемым в уголовном  процессе, в котором право на самостоятельный выбор защитника не  предполагает участия любого лица в таковом качестве (Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года № 2-П;  определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002  года № 302-О, от 20 октября 2005 года № 393-0, от 20 ноября 2008 года № 858- О-О, от 25 января 2012 года № 25-0-0 и др.). 

В отличие от уголовного судопроизводства, по делам об  административных правонарушениях физические лица освобождены от каких  бы то ни было издержек, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не  подлежит расширительному толкованию и не включает в себя расходы на  оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу  в качестве защитника. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к  административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на  постановление о привлечении к административной ответственности ему  причиняется вред в связи с расходами на оплату оказанной юридической  помощи, эти расходы на основании статей 15, 1069 и 1070 ГК Российской  Федерации могут быть взысканы в пользу данного лица за счет средств  соответствующей казны (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об 


Установленный Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях порядок разрешения дел об административных  правонарушениях ориентирован преимущественно на внесудебную  процессуальную форму, имеющую упрощенно-ускоренный характер, обычно  не предполагает проведения административного расследования и в этом смысле  объективно более приспособлен для самостоятельной защиты  заинтересованным лицом от привлечения к административной ответственности  и одновременно менее финансово затратен для осуществления такой защиты  при посредстве иных лиц, включая адвоката. 

Вопрос же о необходимости предоставления привлекаемому к  административной ответственности лицу права на получение бесплатной  юридической помощи может приобретать конституционное значение в тех  случаях, когда обусловленная привлечением к такой ответственности степень  реального вторжения в конституционные права и свободы данного лица  сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия (Определение  Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2015 года № 236-0). 

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что  административные правонарушения в области дорожного движения носят  массовый характер, и в силу конкретных обстоятельств таких дел  непредоставление адвоката непосредственно на этапе привлечения к  административной ответственности (т.е. составления протокола и вынесения  постановления по делу об административном правонарушении) не нарушает  конституционные права граждан, поскольку в указанных случаях граждане не  лишены возможности обратиться к помощи адвоката для защиты своих прав в  суде (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля  2015 года № 1536-0). 

Помимо изложенного, Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях не предполагает возможности отложения  применения мер обеспечения производства по делу об административном  правонарушении (отстранение от управления транспортным средством,  освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское  освидетельствование на состояние опьянения) в отношении лица, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения. 

Правовое регулирование порядка привлечения к административной  ответственности во многом предопределяется тем, что большинство  административных правонарушений - в сравнении с запрещенными уголовным  законом деяниями - представляют собой деяния, которые характеризуются  невысокой степенью общественной опасности, влекут менее строгие меры  ответственности и имеют для граждан не столь значительные негативные  последствия, но при этом носят массовый характер. Исходя из этих  особенностей, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении  от 16 июня 2009 года № 9-П применительно к производству по делам об 


административных правонарушениях отметил, что федеральный законодатель  вправе определять пределы целесообразности публичного преследования  таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в  том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию,  оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений  (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016  года № 1473-0) 

С момента возбуждения дела об административном правонарушении  Аткалееву Н.С разъяснено, что в соответствии со статьей 25.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях он вправе  знакомиться со всеми материалами дела об административном  правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять  ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя,  пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим  Кодексом. 

Поскольку законодательство Российской Федерации, в частности подход к  обеспечению и реализации прав лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, соответствует  требованиям статьи 6 Конвенции, то вывод о противоречии обжалуемого  судебного решения по делу об административном правонарушении нормам  Конвенции может следовать в случае принятия такого судебного решения с  нарушением норм и российского законодательства. 

Принимая во внимание содержащиеся в постановлении Европейского Суда  выводы, исходя из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального  закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите  прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» и разъяснений,  сформулированных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей  юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04  ноября 1950 года и Протоколов к ней», на основании оценки представленных в  материалы дела доказательств по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех  обстоятельств дела в их совокупности, судья Верховного Суда Российской  Федерации приходит к следующему. 

При осуществлении производства по данному делу об административном  правонарушении, при его рассмотрении (на всех стадиях) возможности лица,  привлекаемого к административной ответственности, и его защитника в  собирании и представлении доказательств не ограничивались. 

При том, судами нижестоящих инстанций выполнены требования части 3  статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях о проверке дела в полном объеме независимо от доводов  жалобы. 

Аткалеев Н.С имел возможность реализовать предоставленные ему  процессуальные права без ограничений. 


По данному делу об административном правонарушении судом в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были исследованы и оценены в равной  степени как доводы и доказательства, представленные должностными лицами,  так и лицом, в отношении которого осуществлялось производство по делу, что  послужило основанием для установления судом всех обстоятельств дела,  имеющих значение для его правильного разрешения (статьи 26.1 и 26.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, не  позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе  производства по данному делу об административном правонарушении в  отношении Аткалеева Н.С. не допущено. 

Таким образом, положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении данного дела судами  соблюдены, а указанное в постановлении Европейского суда от 11 февраля  2020 года нарушение требований пункта 1 и подпункта с) пункта 3 статьи 6  Конвенции в рассматриваемом случае не влечет необходимости пересмотра  обжалуемых судебных актов, вынесенных в отношении Аткалеева Нурлана  Самигуловича. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 10 г. Энгельса  Саратовской области от 24 марта 2017 года, решение судьи Энгельсского  районного суда Саратовской области от 27 апреля 2017 года и постановление  заместителя председателя Саратовского областного суда от 01 июня 2017 года,  вынесенные в отношении Аткалеева Нурлана Самигуловича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу Аткалеева Н.С. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СЛ». Никифоров 


административных правонарушениях.

административных правонарушениях»).