ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 32-АД22-12 от 02.09.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 32-АД22-12-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 02 сентября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Васильевой И.М. на вступившие в законную силу  постановление судьи Энгельсского районного суда Саратовской области  от 24 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда  от 20 апреля 2021 год и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении  Васильевой Ирины Михайловны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области  от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи  Саратовского областного суда от 20 апреля 2021 год и постановлением судьи  Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года,  Васильева И.М. признана виновной в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнута административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 1 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Васильева И.М. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении нее, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по  делу. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим 

выводам. 


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Васильевой И.М. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до  тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти  тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного Кодекса. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ  (в редакции от 23 июня 2020 года) «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ). 

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила). 

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять  законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,  создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и  здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц,  находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 

Правил). 


[A2] Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила  поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной  ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на  территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во  исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом  «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года   № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б»  пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 названного  федерального закона («Обзор по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУШ-19) № 1», утвержденный Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года). 

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года   № 200-р «О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой  коронавирусной инфекции на территории области» на территории  Саратовской области введен режим повышенной готовности для органов  управления и сил Саратовской территориальной подсистемы единой  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций и установить региональный уровень реагирования. 

Постановлением Правительства Саратовской области от 26 марта 2020  года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой  распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» на территории  Саратовской области введены ограничения, в числе прочих, установлена  обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 м  (социальное дистанцирование), в том числе в местах массового пребывания  людей и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по  перевозке пассажиров и багажа легковым такси, носить гигиенические маски  для защиты органов дыхания в местах массового пребывания, к которым  относятся здания, строения, в которые имеют доступ все желающие  физические лица, организации, предназначенные для оказания населению  различных услуг (бытовых, аптечных, почтовых, финансовых,  оздоровительных, образовательных и иных услуг), магазины, предприятия  рознично-торговой сети, общественный транспорт, такси, парковки, лифты, а  также относятся улицы и иные публичные места при наличии там массового  скопления людей и при отсутствии соблюдения между ними социальной 

дистанции, определенной этим пунктом (пункт 1.15.1). 


[A3] Из материалов дела следует, что постановлением судьи Энгельсского  районного суда Саратовской области от 24 февраля 2021 года, оставленным  без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 20 апреля  2021 год и постановлением судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 24 февраля 2022 года, Васильева И.М. признана виновной в  совершении административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за то, что 15 января 2021 года в 17 часов  30 минут находилась в общественном месте - помещении магазина «Инмарт»,  расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина,  д. 4, без гигиенической маски для защиты органов дыхания. 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя. 

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено. 

Закон, устанавливающий или отягчающий административную 


[A4] ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Постановлением Правительства Саратовской области от 03 июня 2022  года № 455-П «О внесении изменений в постановление Правительства  Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П» действие пункта 1.15.1  указанного постановления, приостановлено. 

Таким образом, приведенные выше положения постановления  Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П в части  обязанности граждан обеспечить ношение гигиенических масок для защиты  органов дыхания в местах массового пребывания, к которым относятся здания,  строения, в которые имеют доступ все желающие физические лица,  организации, предназначенные для оказания населению различных услуг  (бытовых, аптечных, почтовых, финансовых, оздоровительных,  образовательных и иных услуг), магазины, предприятия рознично-торговой  сети, общественный транспорт, такси, парковки, лифты, в местах массового  пребывания людей, общественном транспорте, такси, при нахождении на  территории объектов всех видов транспорта общего пользования (аэропортов,  вокзалов и других объектов), в местах приобретения товаров, услуг, на  парковках, в лифтах, приостановлены. 

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении Васильевой И.М. административного наказания. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление судьи Энгельсского районного  суда Саратовской области от 24 февраля 2021 года, решение судьи 

Саратовского областного суда от 20 апреля 2021 год и постановление судьи 


[A5] Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года,  вынесенные в отношении Васильевой Ирины Михайловны по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене. Производство по делу об административном  правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1  статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУШ-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о  назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт  5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Энгельсского районного суда Саратовской области  от 24 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда  от 20 апреля 2021 год и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года, вынесенные в отношении  Васильевой Ирины Михайловны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров