ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 33-АД21-1 от 13.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 33-АД21-1-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 13 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации Пономарева Ю.А. на вступившие в законную силу решение судьи  Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019  года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 09 октября 2020 года, вынесенные в отношении Мелконяна Геворга  Ашотовича (далее - Мелконян Г.А.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением главного специалиста Северного отдела департамента  государственного экологического надзора - государственного инспектора в  области охраны окружающей среды Ленинградской области от 13 марта 2019  года, оставленным без изменения решением председателя комитета  государственного экологического надзора Ленинградской области - главного  государственного инспектора в области охраны окружающей среды  Ленинградской области от 14 мая 2019 года, Мелконян Г.А. признан виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 2000 рублей. 

Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области  от 02 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 октября 2020 года,  указанные акты должностных лиц отменены, производство по делу прекращено  в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были 


вынесены. 

В протесте, принесенном в Верховный Суд Российской Федерации,  заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Пономарев Ю.А.  просит решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области  от 02 сентября 2019 года и постановление судьи Третьего кассационного суда  общей юрисдикции от 09 октября 2020 года изменить, исключить из данных  судебных актов выводы об отсутствии у комитета государственного  экологического надзора Ленинградской области полномочий на проведение  проверок на землях сельскохозяйственного назначения. 

Мелконян Г.А., уведомленный в соответствии с требованиями части 2  статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях о принесении названного протеста, в установленный срок  возражения на него не представил. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела  об административном правонарушении в отношении Мелконяна Г.А.)  несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при  сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании,  размещении и ином обращении с отходами производства и потребления,  веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной  тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до  тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности  на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот  пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности  на срок до девяноста суток. 

Из материалов дела усматривается, что поводом к возбуждению в  отношении Мелконяна Г.А. дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и привлечению его к административной  ответственности должностным лицом послужило то, что он 27 февраля 2019  года в 13 часов 45 минут, управляя транспортным средством, осуществил  транспортировку отходов производства в отсутствие документов для их  транспортировки с указанием количества, цели, места назначения, без  документов, подтверждающих класс опасности отходов (паспорта отходов 1-4  класса опасности), а также сброс этих отходов на земельный участок,  расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район,  деревня Порошкино. 

Отменяя постановление должностного лица о привлечении Мелконяна Г.А.  к административной ответственности и решение вышестоящего должностного 


лица, которым оно оставлено без изменения, и прекращая производство по делу  об административном правонарушении, предусмотренном указанной выше  нормой, судья городского суда, оценив собранные по делу доказательства по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на  основании которых они были вынесены. 

С такими выводами согласился судья Третьего кассационного суда общей  юрисдикции, оставив решение судьи Всеволожского городского суда  Ленинградской области от 02 сентября 2019 года без изменения. 

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые  может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в  законную силу постановление по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. 

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях изменение постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным  образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены  указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения  указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об  административном правонарушении судебных актов. 

Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1  статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с  положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и  основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное  изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено  окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для  осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу  постановления, как правило, недопустим. 

Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности  привлечения к административной ответственности является обстоятельством,  исключающим производство по делу об административном правонарушении. 

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской  Федерации настоящей жалобы срок давности привлечения Мелконяна Г.А. к  административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной  категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было  прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых  было вынесено постановление и решение должностных лиц, то возможность  возобновления производства по данному административному делу и правовой  оценки действий названного лица на предмет доказанности состава  административного правонарушения утрачена. 


Вместе с тем, имеются основания для изменения решения судьи  Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019  года и постановления судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 09 октября 2020 года. 

В решении от 02 сентября 2019 года судья Всеволожского городского суда  Ленинградской области пришел к выводу о том, что осуществление проверок  на землях сельскохозяйственного назначения не относится к компетенции  комитета государственного экологического надзора Ленинградской области,  такие полномочия осуществляют органы Федеральной службы по  ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора). 

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами  согласился, оставив принятое судьей городского суда решение без изменения. 

Однако с данными выводами согласиться нельзя.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» образование, формирование, деятельность  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации регулируются, в том числе конституциями (уставами), законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Согласно статьям 38, 40 Закона Ленинградской области от 27 октября 1994  года № б-оз «Устав Ленинградской области» (в редакции от 28 июня 2007 года,  действовавшей на момент создания комитета, далее также - Устав  Ленинградской области) Правительство Ленинградской области формирует  иные органы исполнительной власти Ленинградской области, постановлением  Правительства Ленинградской области создаются отраслевые органы  исполнительной власти. 

В соответствии с Уставом Ленинградской области и постановлением  Губернатора Ленинградской области от 31 августа 2007 года № 161-пг «Об  утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской  области» (утратило силу с 25 апреля 2008 года) Правительством Ленинградской  области образован комитет государственного контроля природопользования и  экологической безопасности Ленинградской области. 

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007  года № 350 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства  Ленинградской области от 27 мая 2014 года № 192) утверждено Положение о  комитете государственного контроля природопользования и экологической  безопасности Ленинградской области. 

Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014  года № 192 комитет государственного контроля природопользования и  экологической безопасности Ленинградской области переименован в комитет  государственного экологического надзора Ленинградской области, утверждено  Положение о данном комитете. 

В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от  26 февраля 2019 года № 13-пг «Об утверждении структуры органов 


исполнительной власти Ленинградской области» комитет входит в структуру  органов исполнительной власти Ленинградской области. 

Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области  является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области,  созданным в соответствии с Законом Ленинградской области от 27 октября  1994 года № б-оз «Устав Ленинградской области», уполномоченным на  осуществление регионального государственного экологического надзора. 

Согласно статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с  охраной окружающей среды, относятся в том числе, осуществление  регионального государственного экологического надзора при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с  использованием объектов, подлежащих федеральному государственному  экологическому надзору. 

В силу части 2 статьи 65 указанного выше Федерального закона  государственный экологический надзор включает в себя в числе прочего  государственный надзор в области обращения с отходами. 

В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дела об административных  правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в  пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в  области федерального государственного надзора, указанными в главе 23  названного Кодекса. 

Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дела об административных  правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, рассматривают в  пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23  названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи  22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  рассматривать дела об административных правонарушениях вправе  должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 этого Кодекса. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях дела об административных  правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 этого Кодекса, рассматривают  органы, осуществляющие государственный экологический надзор.  Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких  органов в пределах своих полномочий вправе должностные лица,  перечисленные в части 2 статьи 23.29 названного Кодекса, в том числе  государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области  охраны окружающей среды. 

Исходя из анализа приведенных норм, проводить проверки и  рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории, 


уполномочены в пределах своей компетенции органы исполнительной власти  Ленинградской области, осуществляющие государственный экологический  надзор, постановление о привлечении к административной ответственности  выносится соответствующим органом. Должностное лицо органа  исполнительной власти Ленинградской области при рассмотрении дела об  административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении  к административной ответственности действует от имени такого органа. 

Указание в решении судьи городского суда на то, что в рассматриваемом  случае проведение проверки относится к полномочиям органов Федеральной  службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) со  ссылкой на пункт 5.1.2 постановления Правительства Российской Федерации от  30 июня 2004 года № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе  по ветеринарному и фитосанитарному надзору» является необоснованным. 

Согласно пункту 5.1.2 постановления Правительства Российской  Федерации от 30 июня 2004 года № 327 «Об утверждении Положения о  Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»  Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору  осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель  сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным  законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и  виноградопригодных земель в пределах своей компетенции. 

Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с  владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель  сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения,  применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей  собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения - сделкам, результатом совершения которых является  возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель  сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на  земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет  условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную  собственность. 

Таким образом, осуществление надзора за соблюдением требований  законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с  отходами производства и потребления, ответственность за нарушение которых  предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, не относится к полномочиям  Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору  (Россельхознадзора). 

На основании изложенного решение судьи Всеволожского городского суда  Ленинградской области от 02 сентября 2019 года и постановление судьи  Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 октября 2020 года 


подлежат изменению путем исключения из данных актов выводов о том, что  осуществление проверок на землях сельскохозяйственного назначения не  относится к компетенции комитета государственного экологического надзора  Ленинградской области, а также о том, что такие полномочия осуществляют  органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору  (Россельхознадзора). 

Указанные изменения судебных актов не ухудшают положение лица, в  отношении которого было прекращено производство по делу об  административном правонарушении. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации  Пономарева Ю.А. удовлетворить. 

Решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от  02 сентября 2019 года и постановление судьи Третьего кассационного суда  общей юрисдикции от 09 октября 2020 года, состоявшиеся в отношении  Мелконяна Геворга Ашотовича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, изменить, исключить из этих актов  выводы о том, что осуществление проверок на землях сельскохозяйственного  назначения не относится к компетенции комитета государственного  экологического надзора Ленинградской области, а также о том, что такие  полномочия осуществляют органы Федеральной службы по ветеринарному и  фитосанитарному надзору (Россельхознадзора). 

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Никифоров