ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 33-АД22-3 от 30.08.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 33-АД22-3-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 30 августа 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Болотова В.Н., действующего на основании  ордера в интересах Насирли З.М.о. на вступившие в законную силу  постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области  от 04 июня 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда  общей юрисдикции от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении  Насирли Заура Магомед оглы по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской  области от 04 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением  судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07 февраля 2022  года, гражданин Республики Азербайджан Насирли З.М.о. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным  принудительным выдворением за пределы Российской Федерации с  содержанием в центре временного содержания иностранных граждан № 1  ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Болотов В.Н. просит отменить названные акты, вынесенные в  отношении Насирли З.М.о. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы 

жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 


[A1] Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Насирли З.М.о. к  административной ответственности) установлена административная  ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации,  выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов  в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении  от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока  пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого  деяния. 

В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1  настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.  

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля  2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не  требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в  течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если  такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При  этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него  принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем 

русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 


[A2] 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ  (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в  качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя  или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 03 июня 2021 года в 14 часов 50 минут по адресу: <...>, выявлен гражданин  Республики Азербайджан Насирли З.М.о., допустивший нарушение режима  пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации,  выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении  срока законного пребывания, совершенное на территории Ленинградской  области. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2);  рапортом сотрудника полиции ОР ППСП УМВД России по Всеволожскому  району (л.д. 10); письменными объяснениями Насирли З.М.о. (л.д. 11); копией 

паспорта, миграционной карты и уведомления о прибытии иностранного 


[A3] гражданина (л.д. 4-6, 13); досье иностранного гражданина и данными из базы  данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 12, 14-18), которые оценены в  совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, Насирли З.М.о. обоснованно привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Насирли З.М.о. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Насирли З.М.о. к административной ответственности соблюден. 

Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях оснований для освобождения Насирли З.М.о. от  административной ответственности не имеется. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях); при  назначении административного наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного правонарушения, личность  виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы,  аналогичны доводам, содержащимся в жалобах на постановление о назначении  административного наказания, являлись предметом проверки нижестоящих  судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в  соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях 

Насирли З.М.о. объективной стороны состава административного 


[A4] правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих  отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела  не допущено. 

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления в части  назначенного Насирли З.М.о. административного наказания сомнений в своей  законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены  или изменения не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской  области от 04 июня 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного  суда общей юрисдикции от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении  Насирли Заура Магомед оглы по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Болотова В.Н. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

. Никифоров