ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 35-АД21-6 от 11.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 35-АД21-6-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 11 августа 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Зеленый берег» Рыжова СВ. на вступившие в законную силу постановление  государственного инспектора Российской Федерации в области охраны  окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного  специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления  Росприроднадзора по Тверской области от 29 июля 2019 года, решение судьи  Конаковского городского суда Тверской области от 22 января 2020 года,  решение судьи Тверского областного суда от 04 марта 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03  декабря 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Зеленый берег» (далее - общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в  области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской  области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора  Управления Росприроднадзора по Тверской области от 29 июля 2019 года,  оставленным без изменения решением судьи Конаковского городского суда  Тверской области от 22 января 2020 года, решением судьи Тверского  областного суда от 04 марта 2020 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 03 декабря 2020 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Рыжов СВ. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества  по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) использование прибрежной защитной  полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением  ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех  тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч  рублей. 

Согласно частям 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации  (далее - Водный кодекс) водоохранными зонами являются территории, которые  примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев,  каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный  режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях  предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов  и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических  ресурсов и других объектов животного и растительного мира. 

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные  полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения  хозяйственной и иной деятельности. 

В силу части 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных  объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять  водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в  соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также  правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны  подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской  Федерации. 

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и  других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их  водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий  осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства,  законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о  градостроительной деятельности (часть 1 статьи 61 Водного кодекса). 

Частью 16 статьи 65 названного Кодекса установлено, что в границах  водоохранных зон допускаются проектирование, строительство,  реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных  объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, 


обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,  заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и  законодательством в области охраны окружающей среды. 

В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса в границах  водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств  (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по  дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих  твердое покрытие. 

Как следует из пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса, в границах  прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 этой статьи  ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов. 

Из материалов дела следует, что в ходе проведения 24 августа 2018 года на  основании соответствующего приказа планового рейдового осмотра на предмет  соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что  общество, являющееся пользователем водного объекта - Иваньковского  водохранилища, расположенного в районе улицы 2-ой Береговой деревни  Плоски Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской  области, в нарушение приведенных норм при проведении дноуглубительных  работ подрядной организацией допустило складирование отвалов размываемых  грунтов непосредственно в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны  данного водного объекта, а не в специально оборудованной карте намыва. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости,  допустимости и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении в  соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его  виновность. 

Бездействие общества, не принявшего, несмотря на имевшуюся  возможность, мер для соблюдения требований природоохранного  законодательства, в том числе посредством осуществления контроля за  исполнением этих требований подрядной организацией, и допустившего  использование прибрежной защитной полосы означенного водного объекта и  водоохранной зоны данного объекта без соблюдения специально  предусмотренных запретов и ограничений, квалифицированы по части 1 статьи  8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и  законодательства в означенной сфере. 

Правила подсудности при рассмотрении дела, порядок и срок давности  привлечения общества к административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, 


установленном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, для юридических лиц. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы жалоб,  имеющие правовое значение для разрешения дела, получили надлежащую  оценку. 

Вопреки доводам жалобы настоящее дело об административном  правонарушении должностным лицом рассмотрено с участием защитника  юридического лица ФИО1 

Согласно части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях постановление по делу об  административном правонарушении объявляется немедленно по окончании  рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа),  рассматривающего дело об административном правонарушении, составление  мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем  три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об  административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6  этого Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть  объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления  постановления в полном объеме является днем его вынесения. 

Настоящее дело было рассмотрено должностным лицом 26 июля 2019 года,  по окончании его рассмотрения объявлена резолютивная часть постановления,  с которой ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени  рассмотрения дела, ознакомлен. 

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в  области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской  области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора  Управления Росприроднадзора по Тверской области изготовлено в полном  объеме 29 июля 2019 года, что является днем его вынесения. 

Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи  30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в  области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской  области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора  Управления Росприроднадзора по Тверской области от 29 июля 2019 года,  решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 22 января 


2020 года, решение судьи Тверского областного суда от 04 марта 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03  декабря 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Зеленый берег» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Зеленый  берег» Рыжова СВ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров