ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 35-АД21-8 от 21.01.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 35-АД21-8-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 21 января 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Крупнова К.В. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 81 Тверской области от  03 августа 2020 года, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от  03 декабря 2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении  Крупнова Кирилла Валерьевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 81 Тверской  области от 03 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи  Центрального районного суда г. Твери от 03 декабря 2020 года и  постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 08 апреля 2021 года, кадастровый инженер Крупнов К.В. признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей без  дисквалификации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Крупнов К.В. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие 

выводы. 


[A1] В соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Крупнова К.В. к административной ответственности) внесение кадастровым  инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт  обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков  либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых  были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования,  проект межевания земельного участка или земельных участков либо  карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого  деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от  тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до  трех лет. 

Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный  закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ) установлено, что при уточнении границ  земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений,  содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок,  или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в  документах, определявших местоположение границ земельного участка при  его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о  местоположении границ земельного участка их местоположение определяется  в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о  градостроительной деятельности порядке проектом межевания  территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории  сведений о таком земельном участке его границами являются границы,  существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с  использованием природных объектов или объектов искусственного  происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного  участка. 

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218- ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания  местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за  исключением случаев образования земельного участка при выделе из  земельного участка или разделе земельного участка, при которых  преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах,  осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением  описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения,  содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не  соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона  требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее -

уточнение границ земельного участка). 


[A2] Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением  местоположения части границ земельного участка, которая одновременно  является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или)  изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в  сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о  смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с  осуществлением государственного кадастрового учета вносит  соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином  государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей  границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом  представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом  учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном  реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков  не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков  считается согласованным только при наличии в акте согласования  местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их  представителей (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015   № 218-ФЗ). 

В силу статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 13 июля  2015 № 218-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного закона,  или работника юридического лица, указанного в статье 33 этого закона,  является межевой план, технический план или акт обследования. Результат  согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в  форме акта согласования местоположения границ на обороте листа  графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Федерального закона от  24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  кадастрового инженера Крупнова К.В. к административной ответственности  по части 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах  выводы о том, что 22 августа 2019 года в период с 09 до 18 часов,  по адресу: <...> Крупнов К.В.,  являясь лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, внес заведомо  ложные сведения в межевой план земельного участка о местоположении  границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с  кадастровым номером <...>, проигнорировав фактические  границы земельного участка, закрепленные на местности, и сложившийся  порядок землепользования, что привело к легализации захвата земель общего  пользования, нарушению прав и законных интересов иных собственников  смежных земельных участков. 

Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду 

следующего. 


[A3] В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. При  этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим  обязательному выяснению по делу об административном правонарушении,  отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 этого  Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной  ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия  в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков  противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о  законодательно установленной обязанности судьи, других органов и  должностных лиц, осуществляющих производство по делу об  административном правонарушении, оценивать доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и  объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности,  направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской  Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и  имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к  административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических  лиц) при отсутствии их вины. 

Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации, лицо, привлекаемое  к административной ответственности, настаивает на своей невиновности, в  подтверждение чего ссылается на постановления мирового судьи судебного  участка № 146 района Строгино г. Москвы от 30 сентября 2020 года   № 05-0482/2020 и от 24 декабря 2020 года № 05-0798/2020, которыми  прекращено производство по делам об административных правонарушениях,  предусмотренных частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении собственника спорного  земельного участка (кадастровый номер <...>) И. (копии приложены заявителем к жалобе). 

Из представленных заявителем копий постановлений мирового судьи  судебного участка № 146 района Строгино г. Москвы от 30 сентября 2020 года   № 05-0482/2020 и от 24 декабря 2020 года № 05-0798/2020 следует, что  прекращая производство по делам мировой судья счел, что вменяемые 

собственнику земельного участка - И. нарушения не


[A4] доказаны, актом проверки от 21 августа 2019 года № 74 и 75 нарушения  земельного законодательства также не зафиксированы. 

Кроме того, в ходе пересмотра постановления мирового судьи судебного  участка № 146 района Строгино г. Москвы от 14 апреля 2020 года   № 05-0162/2020, судьей Хорошевского районного суда г. Москвы сделан  вывод о том, что факта самовольного занятия части земельного участка земель  общего пользования И. не допущено, в связи с чем решением от 29 июня 2021 года указанное постановление мирового судьи  отменено, а производство по делу прекращено на ввиду отсутствия состава  административного правонарушения. 

Вместе с тем в жалобах на постановление о назначении  административного наказания, Крупнов К.В. последовательно заявлял, что  факт наличия земель общего пользования (прохода) на территории земельных  участков с кадастровыми номерами <...> и <...> не  подтвержден, а указанные земельные участки являются смежными. 

При этом, Крупнов К.В. указывал, что в основу вывода о виновности в  совершении вмененного ему административного правонарушения,  судебными инстанциями положены документы, которые были признаны  недопустимыми доказательствами при рассмотрении жалоб собственника  земельного участка - И.

В ходе производства по делу нижестоящими судебными инстанциями  указанные доводы должным образом исследованы не были. 

Проверка указанных доводов имеет правовое значение при рассмотрении  дела о привлечении лица к административной ответственности в соответствии  с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным  статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об  административных правонарушениях. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое  рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных  требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

В связи с изложенным решение судьи Центрального районного суда  г. Твери от 03 декабря 2020 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2021 года,  вынесенные в отношении Крупнова Кирилла Валерьевича по делу об 

административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 


[A5] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье  Центрального районного суда г. Твери. 

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении  суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить  приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех  обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно  применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и  обоснованное решение. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 03 декабря 2020  года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 08 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Крупнова Кирилла  Валерьевича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Направить данное дело об административном правонарушении в  отношении Крупнова Кирилла Валерьевича на новое рассмотрение в  Центральный районный суд г. Твери. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

СБ. Никифоров