ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 36-АД19-1 от 24.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 36-АД 19-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 24 июня 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 44 в муниципальном  образовании «Смоленский район» Смоленской области от 04 октября 2018  года, решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области  от 07 декабря 2018 года и постановление исполняющего обязанности  председателя Смоленского областного суда от 22 февраля 2019 года,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 44 в  муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области  от 04 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи  Смоленского районного суда Смоленской области от 07 декабря 2018 года и  постановлением исполняющего обязанности председателя Смоленского  областного суда от 22 февраля 2019 года, ФИО1 признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права  управления транспортными средствами сроком на 1 год 7 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него  по настоящему делу об административном правонарушении и прекращении  производства по делу. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности) невыполнение водителем  транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров 

Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по  требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26.06.2008 № 475 (далее также - Правила), воспроизводят  указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием 


для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 15 апреля 2018 года в 10 часов 45  минут на 22 км. автодороги «Ольша - Велиж - Невель» в Смоленском районе  Смоленской области, водитель ФИО1 управлял транспортным  средством «БМВ 520», государственный регистрационный знак <...>  с признаком опьянения: поведение, не соответствующее обстановке,  указанном в пункте 3 Правил. 

В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, ФИО1 было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения. В результатам проведенного исследования, состояние  алкогольного опьянения установлено не было (л.д. 5-6). 

Пунктом 10 упомянутых Правил, установлено, что направлению на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель  транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с  результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при  наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного  средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

В соответствии с пунктом 10 Правил, ФИО1 был направлен на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в  нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил  законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к ФИО1 в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством,  проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения)  участие понятых было обеспечено. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 4);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с 


приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического  средства измерения (л.д. 5-6); протоколом о направлении на медицинское  освидетельствование (л.д. 7); списком административных правонарушений  Акашева Д.В. (л.д. 8); СО-диском (л.д. 9) и иными материалами дела, которым  дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Согласно протоколу о направлении на медицинское освидетельствование  на состояние опьянения 67 СМ 100259 от 15.04.2018 следует, что в  присутствии понятых Ф. и Ч. ФИО1 был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от  прохождения которого он отказался. 

Отказ ФИО1 зафиксирован в названном протоколе о направлении  на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, где он  собственноручно написал: «отказ» и расписался в соответствующих графах,  что удостоверено подписями понятых и должностного лица (л.д. 7). 

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении  67 АА 499906 от 15.04.2018 ФИО1 собственноручно написал:  «отказался от освидетельствования по причине отсутствия времени» и  расписался в соответствующих графах. 

Утверждение ФИО1 о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, в ходе производства по делу об административном  правонарушении, нижестоящими судебными инстанциями была исследована  видеозапись с регистратора служебного автомобиля сотрудника ГИБДД и  получила надлежащую оценку. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении ФИО1 административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Все доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических  обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих  судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах  настоящего дела об административном правонарушении, противоречат  совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по  основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под 


сомнение наличие в действиях Акашева Д.В. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении ФИО1 к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 44 в муниципальном  образовании «Смоленский район» Смоленской области от 04 октября 2018  года, решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области  от 07 декабря 2018 года и постановление исполняющего обязанности  председателя Смоленского областного суда от 22 февраля 2019 года,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации вп- Меркулов