ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 36-АД22-2 от 21.10.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 36-АД22-2-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 21 октября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,  рассмотрев жалобу Оглоблина Г.В. на вступившие в законную силу  постановление судьи Сафоновского районного суда Смоленской области  от 15 февраля 2022 года, решение судьи Смоленского областного суда  от 23 марта 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 01 июля 2022 года, вынесенные в отношении  Оглоблина Геннадия Владимировича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области  от 15 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи  Смоленского областного суда от 23 марта 2022 года и постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01 июля 2022 года,  Оглоблин Г.В. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  2 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Оглоблин Г.В. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении него, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по  делу. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим 

выводам. 


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Оглоблина Г.В. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до  тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти  тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного Кодекса. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ  (в редакции от 23 июня 2020 года) «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ). 

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила). 

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять  законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,  создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и  здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц,  находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 

Правил). 


[A2] Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила  поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной  ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на  территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во  исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом  «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года   № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б»  пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 названного  федерального закона («Обзор по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУГО-19) № 1», утвержденный Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года). 

В связи с угрозой распространения в Смоленской области новой  коронавирусной инфекции (СОУГО-2019) Губернатором Смоленской области  издан Указ Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24  «О введении режима повышенной готовности» (далее также - Указ  Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24). 

Пунктом 15.2 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020  года № 24 постановлено обязать граждан использовать средства  индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иные средства защиты  органов дыхания) при нахождении в общественном транспорте, в том числе  городского, пригородного, междугороднего и международного сообщения,  осуществляющем регулярные и заказные перевозки, в такси и при посещении  гражданами: аптек, аптечных пунктов, помещений объектов торговли,  организаций, оказывающих населению услуги, медицинских организаций;  органов государственной власти, государственных органов, органов местного  самоуправления муниципальных образований Смоленской области,  государственных и муниципальных организаций; зданий, строений и  сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные  вокзалы), остановок (павильонов, платформ) всех видов общественного  транспорта. 

Из материалов дела следует, что постановлением судьи Сафоновского  районного суда Смоленской области от 15 февраля 2022 года, оставленным  без изменения решением судьи Смоленского областного суда от 23 марта 2022  года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции 

от 01 июля 2022 года, Оглоблин Г.В. признан виновным в совершении 


[A3] административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за то, что он 05 декабря 2021 года  в 17 часов 45 минут находился в здании железнодорожного вокзала по адресу:  Смоленская область, г. Сафоново, ул. Привокзальная, д. 54 без использования  средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска и иные средства  защиты органов дыхания, чем нарушил требования, установленные пунктом  15.2 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24. 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя. 

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса 

Российской Федерации об административных правонарушениях являются 


[A4] взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Указом Губернатора Смоленской области от 05 июля 2022 года № 68 «О  внесении изменений в Указ Губернатора Смоленской области от 18 марта  2020 года № 24, пункт 15.2 названного Указа, признан утратившим силу. 

Таким образом, приведенные выше положения Указ Губернатора  Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 в части использования  гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иные  средства защиты органов дыхания) при нахождении в общественном  транспорте, в том числе городского, пригородного, междугороднего и  международного сообщения, осуществляющем регулярные и заказные  перевозки, в такси и при посещении гражданами: аптек, аптечных пунктов,  помещений объектов торговли, организаций, оказывающих населению услуги,  медицинских организаций; органов государственной власти, государственных  органов, органов местного самоуправления муниципальных образований  Смоленской области, государственных и муниципальных организаций;  зданий, строений и сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы,  железнодорожные вокзалы), остановок (павильонов, платформ) всех видов  общественного транспорта, утратили силу. 

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении Оглоблину Г.В. административного наказания. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление судьи Сафоновского  районного суда Смоленской области от 15 февраля 2022 года, решение судьи  Смоленского областного суда от 23 марта 2022 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01 июля 2022 года,  вынесенные в отношении Оглоблина Геннадия Владимировича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


[A5] подлежат отмене. Производство по делу об административном  правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1  статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУШ-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о  назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт  5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Сафоновского районного суда Смоленской области  от 15 февраля 2022 года, решение судьи Смоленского областного суда  от 23 марта 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 01 июля 2022 года, вынесенные в отношении  Оглоблина Геннадия Владимировича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Н. Александров