ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 37-АД22-2 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ

<—^—;
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 37-АД22-2-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 04 мая 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Березина М.Ю., действующего в интересах  Реутова Алексея Владимировича, на вступившие в законную силу  постановление судьи Заводского районного суда города Орла от 17 февраля  2021 года, решение судьи Орловского областного суда от 12 апреля 2021 года и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27  января 2022 года, вынесенные в отношении директора филиала общества с  ограниченной ответственностью «Первая Экспедиционная Компания» Реутова  Алексея Владимировича (далее - Реутов А.В.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Заводского районного суда города Орла от 17  февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Орловского  областного суда от 12 апреля 2021 года и постановлением судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 года, Реутов А.В.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа с применением положений  частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 25 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Березин М.Ю. просит отменить указанные выше судебные акты, вынесенные в  отношении Реутова А.В. по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу 

прекратить. 


[A1] Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Реутова А.В. к  административной ответственности) нарушение законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических  нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических  мероприятий влечет назначение административного наказания. 

Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях те же действия (бездействие),  совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении  угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для  окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории  ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в  установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания  (постановления) или требования органа (должностного лица),  осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий влекут наложение административного  штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на  должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;  на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого  уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения  продолжительности жизни заболевших. 

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020  года № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999  года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие  населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и 

обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями 


[A2] и юридическими лицами санитарных правил как составной части  осуществляемой ими деятельности. 

В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и  юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью  обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а  также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный  государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;  разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические  (профилактические) мероприятия. 

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий,  сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться  безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с  санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и  юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность  или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений,  оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание  услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и  услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2 статьи 24 Закона № 52-ФЗ). 

Пунктами 1, 3 статьи 29 указанного выше Закона установлено, что в целях  предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний  и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно  и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия  проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными  предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой  ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50  названного закона. 

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные  правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ). 

Постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой  коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» (далее - СП 3.1.3597-20). 

В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями,  направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:  соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук,  использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение 

социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований 


[A3] биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях,  проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим  материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях  общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе  дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение  организациями и индивидуальными предпринимателями проведения  дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по  обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств,  ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской  Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных  заболеваний при приходе на работу; использование мер социального  разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного  питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой  необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на  дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или  отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных,  спортивных). 

Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года   № 155 «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-2019) на территории Орловской области» с  19 марта 2020 года на территории Орловской области введен режим  повышенной готовности. 

Как усматривается из материалов дела, 17 декабря 2021 года в 13 часов 00  минут по адресу: город Орел, улица Черепичная, дом 22 при проведении  мониторинга по соблюдению дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению  распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Орловской  области при оказании услуг в филиале общества с ограниченной  ответственностью «Первая Экспедиционная Компания» (далее - филиал  общества) в период утверждения на территории Орловской области комплекса  ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях  введенного режима повышенной готовности, должностным лицом выявлены  допущенные в обществе нарушения требований статей 11, 29 Закона № 52-ФЗ,  пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, Методических рекомендаций 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1.  Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по  организации работы предприятий в условиях сохранения рисков  распространения СОУШ-19, постановления Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31, а  именно: не проводятся мероприятия по обеззараживанию воздуха в помещении  с постоянным нахождением людей в связи с отсутствием устройства для  обеззараживания воздуха, что создает угрозу причинения вреда жизни и  здоровью граждан; на стойке обслуживания посетителей в зале сервисного 

обслуживания для посетителей на рабочем месте используется кожный 


[A4] антисептик, не имеющий маркировки (обезличенный), определить состав  используемого средства не представляется возможным; не осуществляется  контроль за выявлением лиц с признаками инфекционных заболеваний при  приходе на работу, не проводится термометрия работников при приходе на  работу, последняя дата фиксации в журнале термометрии сотрудников 24 мая  2020 года; для обработки поверхностей, оборудования дезинфицирующие  средства с вирулицидным эффектом отсутствуют, следовательно,  дезинфекционный режим в филиале общества не организован, не проводится  ежедневная в течение рабочего дня, также после окончания смены влажная  уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств  вирулицидного действия. 

Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения послужили  основанием для составления в отношении директора филиала общества Реутова  А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи районного суда, с  выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к  административной ответственности. 

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении, протоколом № 782 осмотра принадлежащих юридическому  лицу помещений, фотоматериалом, копией должностной инструкции Реутова  А.В. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В силу статьи 2.4 названного Кодекса административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением  своих служебных обязанностей. 

Реутов А.В. не принял необходимых мер к соблюдению законодательства в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  и надлежащему исполнению своих служебных обязанностей. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Реутова А.В. состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного 

правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 


[A5] Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не  следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения норм  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом  проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно  отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных решениях. 

Вопреки доводам жалобы о ненадлежащем извещении Реутова А.В. о  месте и времени составления протокола об административном  правонарушении, указанное лицо участвовало при его составлении,  пользовалось правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях, в том числе давало объяснения по  существу вменяемого нарушения. 

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии  с требованиями статьи 28.2 указанного выше Кодекса. 

Утверждение защитника об отсутствии события административного  правонарушения противоречит собранным по делу доказательствам. В числе  прочего, в судебном заседании судьи районного суда Реутов А.В. вину в  совершении вмененного административного правонарушения признал  частично, указав, что в настоящее время (17 февраля 2021 года) все выявленные  нарушения устранены, о чем представил соответствующие документы. 

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на  основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых  находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела. 

В связи с указанным доводы жалобы о том, что фотоматериал,  приобщенный к материалам дела, не может служить доказательством по  настоящему делу, подлежат отклонению. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является. 

Доводы жалобы о переквалификации деяния Реутова А.В. с части 2 статьи  6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на  часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, подлежат отклонению. 

Правовая квалификация вмененного Реутову А.В. деяния (нарушение  законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения) на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях правомерна. Граждане,  должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность 

без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению 


[A6] к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 названного  Кодекса за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения  гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности  или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, за нарушение  обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения  гражданами и организациями правил поведения при введении на территории  субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации. 

Таких обстоятельств в рассматриваемом случае установлено не было.

Порядок и срок давности привлечения Реутова А.В. к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в соответствии с правилами,  предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, с применением положений частей 2.2,  2.3 статьи 4.1 названного Кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Заводского районного суда города Орла от 17  февраля 2021 года, решение судьи Орловского областного суда от 12 апреля  2021 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении директора  филиала общества с ограниченной ответственностью «Первая Экспедиционная  Компания» Реутова Алексея Владимировича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу защитника Березина М.Ю., действующего в интересах Реутова Алексея  Владимировича, - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров