ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 39-АД22-7 от 20.10.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 39-АД22-7-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 20 октября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,  рассмотрев жалобу Авакяна А.Г. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 2 судебного района  Железнодорожного округа г. Курска от 16 декабря 2021 года,  решение судьи Кировского районного суда г. Курска от 18 февраля 2022 года и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции  от 31 мая 2022 года, вынесенные в отношении Авакяна Ашота Грачевича по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района  Железнодорожного округа г. Курска от 16 декабря 2021 года, оставленным без  изменения решением судьи Кировского районного суда г. Курска от 18 февраля  2022 года и постановлением судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 31 мая 2022 года, Авакян А.Г. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными  средствами сроком на 1 год 6 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Авакян А.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях, считая их незаконными. 


[A1] Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Авакяна А.Г. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила  дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на  состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей  статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами  освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать,  что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо  подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской 

Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее - Правила), воспроизводят 


[A2] указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием  для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать,  что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения,  является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя  изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски  кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 28 августа 2021 года в 22 часа 26  минут на Проектируемом проезде 7029 от Киевского шоссе в сторону  Калужского шоссе в районе опоры 031 в г. Москве, водитель Авакян А.Г.  управлял транспортным средством «Хендэ - 1x35», государственный  регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: поведение, не  соответствующее обстановке, указанных в пункте 3 Правил (л.д. 1). 

В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Авакяну А.Г. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения  с применением технического средства измерения, от прохождения которого он  отказался. 

Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства  подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Авакян А.Г. был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,  однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил  законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 1);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с  приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического  средства измерения (л.д. 2-3); протоколом о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 5); протоколом о задержании  транспортного средства (л.д. 7); письменными объяснениями понятых (л.д. 9); 

рапортом инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве 


[A3] (л.д. 10); карточкой водителя и списком административных правонарушений  Авакяна А.Г. (л.д. 16-19); СО-диском (л.д. 11) и иными материалами дела,  которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности  по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 77 ВН № 0243098 от 28 августа  2021 года усматривается, что в присутствии понятых Ф. и Ш. Авакян А.Г. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от прохождения которого он  отказался. 

Отказ Авакяна А.Г. зафиксирован в названном протоколе о направлении на  медицинское освидетельствование, что удостоверено его подписью, понятых и  должностного лица ГИБДД (л.д. 5). 

Кроме того, при применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении также велась видеозапись (л.д. 11). 

Утверждение Авакяна А.Г. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, совокупность доказательств, а также исследованная в ходе  производства по делу об административном правонарушении видеозапись,  объективно свидетельствуют об отказе Авакяна А.Г. выполнить законное  требование должностного лица, уполномоченного на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Авакяном А.Г. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки  предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в  материалах настоящего дела об административном правонарушении,  противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно  отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и 

не ставят под сомнение наличие в действиях Авакяна А.Г. объективной 


[A4] стороны состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено Авакяну А.Г. в пределах санкции  части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении Авакяна А.Г. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 судебного района  Железнодорожного округа г. Курска от 16 декабря 2021 года, решение судьи  Кировского районного суда г. Курска от 18 февраля 2022 года и постановление  судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2022 года,  вынесенные в отношении Авакяна Ашота Грачевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу Авакяна А.Г. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ВН. Александров