ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-АД21-15 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД21-15-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 16 июля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Рабей М. на вступившие в законную силу постановление  судьи Раменского городского суда Московской области от 03 декабря 2019 года  и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции  от 24 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Рабей Максима по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Раменского городского суда Московской области от  03 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 года,  гражданин Республики Молдова Рабей М. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из  Российской Федерации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Рабей М. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него  постановлений по настоящему делу об административном правонарушении,  считая их незаконными. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения 

обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Рабей М. к 


[A1] административной ответственности) установлена административная  ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации,  выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов  в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении  от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока  пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого  деяния. 

В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью  1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве  или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в  порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае,  если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.  При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. 

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по  истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,  установленного настоящим Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день  истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок 

временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на 


[A2] временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление  и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное  проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального  закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности  приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина,  признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1  Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской  Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным  органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство  работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного  гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного  специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о  продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому  высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2  настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный  гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном  факультете по дополнительной общеобразовательной программе,  обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных  профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении  срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного  гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается,  что 03 декабря 2019 года в 10 часов 00 минут в ходе проведения проверки  соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: <...> выявлен

гражданин Республики Молдова Рабей Максим, допустивший нарушение 


[A3] режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от  выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5);  рапортом УУП 2 ОП МУ МВД России «Раменское» (л.д. 4); письменными  объяснениями Рабей М. (л.д. 7); копией паспорта Рабей М. (л.д. 10); данными  из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 11-13), которые оценены в  совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, совершенное Рабей М. деяние образует объективную  сторону состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении Рабей М. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела  имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части  назначенного наказания. 

Санкция части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти  тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). При назначении 

административного наказания физическому лицу учитываются характер 


[A4] совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу,  в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в  качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и  частных интересов в рамках административного судопроизводства. 

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях данный Кодекс основывается на  Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах  и нормах международного права и международных договорах Российской  Федерации. 

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной  и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных  властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое  вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом  обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и  свобод других лиц. 

В ходе производства по делу об административном правонарушении,  Рабей М. последовательно заявлял о том, что он состоит в зарегистрированном  браке с гражданкой Российской Федерации Рабей А.Н., которая на момент  привлечения его к административной ответственности была беременна, а также  совместно воспитывают несовершеннолетнего ребенка. 

Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов  усматривается, что на территории Российской Федерации проживает жена  Рабей М.: Р. года рождения - гражданка Российской Федерации (свидетельство о заключении  брака <...> от 17 марта 2018 года) (л.д. 36, 60). 

Из содержания письменных обращений, приобщенных к материалам дела  усматривается, что Р. неоднократно указывала на фактические брачные отношения с Рабей М. и на момент его выдворения за пределы  Российской Федерации она была беременна. 

Вместе с тем Р. неоднократно были представлены справки о том, что она состоит на учете по беременности в ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ» 

Раменская женская консультация (л.д. 30, 63). 


[A5] Кроме того, из материалов дела усматривается, что в ходе пересмотра  постановления судьи Раменского городского суда Московской области  о назначении административного наказания, были представлены: копия  свидетельства о рождении Р. года рождения (свидетельство о рождении <...> от 18 мая 2020 года), а  также копия свидетельства о рождении Р. родившейся <...> года (свидетельство о рождении <...>  №<...> от 19 сентября 2020 года) (л.д. 61-62). 

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица,  привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных  связей на территории Российской Федерации, которые складываются на  протяжении длительного периода времени. 

Указанные обстоятельства Рабей М. заявлял в жалобе, адресованной в  Первый кассационный суд общей юрисдикции, однако данные доводы должной  оценки не получили. 

Между тем, в рассматриваемом случае следует учесть, что Рабей М.  ранее к административной ответственности в области миграционного  законодательства не привлекался. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа  1996 года № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину  или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении  иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об  административном выдворении за пределы Российской Федерации, о  депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству  в соответствии с международным договором Российской Федерации о  реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за  пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской  Федерацией иностранному государству в соответствии с международным  договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного  вмешательства со стороны государства в осуществление права Рабей М. на  уважение семейной жизни. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года   № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности  предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в  зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,  обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер  государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции  Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008  года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях  защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из  требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, 

в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в 


[A6] результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер  уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных  прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и  государства от преступных посягательств. 

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской  Федерации могут быть распространены и на административную  ответственность. 

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд  Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в  законодательстве об административных правонарушениях правила применения  мер административной ответственности должны не только учитывать характер  правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и  обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности  правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность  порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к  ответственности) тому вреду, который причинен в результате  административного правонарушения, не допуская избыточного  государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида  (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности,  общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу  конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции  Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы  несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за  административные правонарушения (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года   № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января  2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.). 

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на  нарушение права Рабей М. на уважение семейной жизни, назначение ему  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или)  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены 

указанные постановление, решение. 


[A7] Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях  Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию,  постановление судьи Раменского городского суда Московской области  от 03 декабря 2019 года и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 24 февраля 2021 года, вынесенные в отношении  Рабей Максима по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения  из них указания на назначение ему административного наказания в виде  административного выдворения за пределы Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу Рабей Максима удовлетворить частично.

Постановление судьи Раменского городского суда Московской области от  03 декабря 2019 года и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 24 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Рабей  Максима по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, изменить. 

Исключить из них указание на назначение Рабей Максиму  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

В остальной части названные судебные постановления оставить без  изменения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров