ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-АД21-27 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ

верховный суд

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД21-27-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 10 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Артамоновой О.Н., действующей на основании  ордера в интересах Бочарниковой О. на вступившие в законную силу  постановление судьи Щелковского городского суда Московской области  от 25 октября 2017 года и постановление заместителя председателя Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2021 года, вынесенные в  отношении Бочарниковой Ольги по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Щелковского городского суда Московской области  от 25 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением  заместителя председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от  22 января 2021 года, гражданка Республики Молдова Бочарникова О.  признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнута административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме  контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Артамонова О.Н. просит отменить названные акты, вынесенные в  отношении Бочарниковой О. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.


[A1] Основанием для привлечения Бочарниковой О. к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в  протоколе об административном правонарушении выводы о том, что  25 октября 2017 года в 14 часов 00 минут в ходе осуществления приема  иностранных граждан по адресу: 

, была выявлена гражданка Республики

Молдова Бочарникова О. которая находилась на территории Российской  Федерации более 90 суток (суммарно 158 суток) в течение периода 180 суток,  чем нарушила требования статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года   № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации».

Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. При этом  статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим  обязательному выяснению по делу об административном правонарушении,  отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного  Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной  ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в  действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков  противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о  законодательно установленной обязанности судьи, других органов и  должностных лиц, осуществляющих производство по делу об  административном правонарушении, оценивать доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и  объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности,  направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской  Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и  имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к  административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических  лиц) при отсутствии их вины.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).


[A2] Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля  2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не  требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в  течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если  такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При  этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него  принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем  русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая  2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по  контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции,  принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина.


[A3] В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-  ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на  осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что  ответственность за уклонение от выезда из Российской Федерации по  истечении определенного срока пребывания предусмотрена частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.

Согласно части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1  настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации  (часть 3.1 введена Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 490-ФЗ).

Таким образом, действия Бочарниковой О. подлежали квалификации по  части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, а не по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, как это было указано должностным  лицом в протоколе об административном правонарушении и в постановлении  судьи Щелковского городского суда Московской области от 25 октября 2017  года.

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции  допущенное судьей Щелковского городского суда Московской области  нарушение не устранил.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях», если при  рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено,  что протокол об административном правонарушении содержит неправильную  квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе  переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к


[A4] административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,  предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой  объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела  отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при  условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении  которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации  действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по  делу об административном правонарушении.

Между тем, составы административных правонарушений,  предусмотренных частью 3 статьи 18.8 и частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый  родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными  не являются.

Таким образом, переквалификация действий Бочарниковой О. с части 3  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях на часть 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невозможна, поскольку при этом будет  ухудшено ее положение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Щелковского  городского суда Московской области от 25 октября 2017 года и постановление  заместителя председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции от  22 января 2021 года, вынесенные в отношении Бочарниковой Ольги по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием  состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника Артамоновой О.Н. удовлетворить.

Постановление судьи Щелковского городского суда Московской области  от 25 октября 2017 года и постановление заместителя председателя Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2021 года, вынесенные в  отношении Бочарниковой Ольги по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить.


[A5] Производство по делу об административном правонарушении прекратить  на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации