ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-АД21-29 от 23.12.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД21-29-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 23 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Халмурзаевой К.Н., действующей на основании  доверенности в интересах Шукурова Д.М. на вступившие в законную силу  постановление судьи Подольского городского суда Московской области  от 16 марта 2020 года и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 27 июля 2021 года, вынесенные в отношении  Шукурова Дилмурода Мусаевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Подольского городского суда Московской области  от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением судьи  Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2021 года,  гражданин Республики Узбекистан Шукуров Д.М. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого  самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Халмурзаева К.Н. просит изменить названные акты, вынесенные в  отношении Шукурова Д.М. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание  в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.


[A1] Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Шукурова Д.М. к административной ответственности) установлена  административная ответственность за нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право  на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты  таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган  либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении  определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков  уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью  1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве  или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее -Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную  карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или  международным договором Российской Федерации документы,  подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание  (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто  суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за  исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а  также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим  Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в  Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может  превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока  действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного  настоящим Федеральным законом или международным договором Российской


[A2] Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных  сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания,  либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или  вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы,  необходимые для получения им разрешения на временное проживание в  порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо  у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в  гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного  носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона  от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или  заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом  исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство  работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного  гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного  специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о  продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому  высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2  настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный  гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном  факультете по дополнительной общеобразовательной программе,  обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных  профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении  срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного  гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-  ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил,  либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и  не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 15 марта 2020 года в 13 часов 35 минут в ходе проведения  проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу:


[A3] , выявлен

гражданин Республики Узбекистан Шукуров Д.М., допустивший нарушение  режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской  Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по  истечении срока пребывания.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: рапортом УУП 3 ОП У МВД России по г.о. Подольск (л.д.  2); протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-4);  письменными объяснениями Шукурова Д.М. (л.д. 5); копиями паспорта и  миграционной карты иностранного гражданина (л.д. 7-9); сведениями базы  данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 10-16) и другими документами,  которые оценены в совокупности с другими материалами дела об  административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки  зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, Шукуров Д.М. обоснованно привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения.

Постановление о привлечении Шукурова Д.М. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Шукурова Д.М. к административной ответственности соблюден.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Халмурзаева К.Н. указывает о том, что дополнительное  наказание в виде административного выдворения из Российской Федерации,  назначенное Шукурову Д.М., является чрезмерно суровым, просит его  исключить, со ссылкой на Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274  «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой  дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Исходя из положений подпункта «в» статьи 1 и подпункта «б»  статьи 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 (в редакции от 18  апреля 2020 года) «О временных мерах по урегулированию правового  положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской  Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой  коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период с 15 марта по 15 июня 2020  года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства


[A4] не принимаются решения об административном выдворении за пределы  Российской Федерации.

Названный Указ вступил в законную силу 18 апреля 2020 года, однако  распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 2020 года.

В ходе производства по делу, судами было установлено, что  Шукуров Д.М. обязан был покинуть территорию Российской Федерации  до 27 ноября 2019 года, то есть до введения с 15 марта 2020 года  ограничительных мер в связи с угрозой дальнейшего распространения новой  коронавирусной инфекции (COVID-19).

При таких обстоятельствах, назначение Шукурову Д.М. дополнительного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения  к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным  частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Шукурову Д.М. в пределах  санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и  справедливым.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не  установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил

постановление судьи Подольского городского суда Московской области  от 16 марта 2020 года и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 27 июля 2021 года, вынесенные в отношении  Шукурова Дилмурода Мусаевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, а жалобу защитника Халмурзаевой К.Н. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров