ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-АД22-24 от 17.10.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД22-24-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 17 октября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова»  (далее - АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова», Общество) Краснопевцева И.В. на  вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка   № 299 Жуковского судебного района Московской области от 15 января 2021  года, решение судьи Жуковского городского суда Московской области  от 15 апреля 2021 года и постановление судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 08 ноября 2021 года, вынесенные в отношении  АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 299 Жуковского  судебного района Московской области от 15 января 2021 года, оставленным без  изменения решением судьи Жуковского городского суда Московской области  от 15 апреля 2021 года и постановлением судьи Первого кассационного суда  общей юрисдикции от 08 ноября 2021 года, АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова»  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова» Краснопевцев ИВ. просит отменить  судебные акты, вынесенные в отношении Общества по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

считая их незаконными и прекратить производство по делу. 


[A1] Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к  административной ответственности) невыполнение установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации  технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской  обороны, использования и содержания систем оповещения, средств  индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества  гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

Согласно статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ  «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года   № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите  и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории  Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах  или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера. 

К основным задачам в области гражданской обороны в том числе  относится и предоставление населению средств индивидуальной и  коллективной защиты. 

В соответствии со статей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года   № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это  комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на  максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных  ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба  окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. 

В свою очередь уполномоченные федеральные органы исполнительной  власти: утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями  отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических  процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от  чрезвычайных ситуаций (статья 13 Федерального закона от 21 декабря 1994  года № 68-ФЗ). 

В соответствии с абзацем 2 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля  1998 года № 28-ФЗ, подпунктом 4 пункта 7 раздела 2 указа Президента  Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным 

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» приказом МЧС 


[A2] России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены и введены в действие  правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила). 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года   № 28-ФЗ, статье 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, пункта  10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года   № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»  организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по  повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и  обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных  ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы  материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;  обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению  сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;  финансировать мероприятия по защите работников организаций и  подведомственных объектов производственного и социального назначения от  чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов  гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии  постоянной готовности к использованию. 

Из материалов дела об административном нарушении следует, что в ходе  проверки, проведенной 15 октября 2020 года в АО «НИИП им. В.В.  Тихомирова», выявлены нарушения требований Положения о гражданской  обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804,  Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных  образованиях и организациях утвержденного приказом МЧС России  от 14 ноября 2008 года № 687, Правил эксплуатации защитных сооружений  гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС  России от 15 декабря 2002 года № 583, в отношении защитных сооружений  гражданской обороны №№ 1/219, 2/220, 3/221, 4/218, 5/217. 

В соответствии со статьей 6 Устава юридического лица, АО «НИИП  им. ВВ. Тихомирова» является коммерческой организацией, целью  деятельности которой является участие в обеспечении обороноспособности  Российской Федерации, развитии военно-технического сотрудничества  Российской Федерации с иностранными государствами и получение прибыли  путем осуществления собственной предпринимательской деятельности. 

Согласно договору о правах и обязанностях в отношении объектов  гражданской обороны б/н от 07 декабря 2005 года АО «НИИП им.  ВВ. Тихомирова» и Территориальное Управление Росимущества по  Московской области АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова» заключило договор  приняло по Акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование 

накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое 


[A3] имущество гражданской обороны: в том числе коллективные защитные  сооружения: 1/219, 2/220, 3/221, 4/218, 5/217. 

В соответствии с пунктом 1.1. договора акционерное общество обязуется  сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в  постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему  совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных правовых  документов по эксплуатации защитных сооружений. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова» к административной ответственности,  установленной данной нормой. 

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Выводы судебных инстанций о наличии в действиях АО «НИИП  им. ВВ. Тихомирова» состава административного правонарушения,  ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в ходе производства по делу об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вместе с тем, АО «НИИП им. В.В. Тихомирова» не были приняты все  зависящие от Общества меры по соблюдению требований законодательных  норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность. 

Деяние АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова» квалифицировано в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и 

законодательства о гражданской обороне в Российской Федерации. 


[A4] Постановление о привлечении Общества к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом  проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и  правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств  не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены  нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова»  в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 299 Жуковского  судебного района Московской области от 15 января 2021 года, решение судьи  Жуковского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08  ноября 2021 года, вынесенные в отношении АО «НИИП им. ВВ. Тихомирова»  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Общества  Краснопевцева И.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Н. Александров