ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-АД23-12 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД23-12-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 20 июля 2023 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев  жалобу защитника Халмурзаевой К.Н., действующей на основании доверенности в  интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление судьи  судьи Балашихинского городского суда Московской области от 17 февраля 2022 года,  решение судьи Московского областного суда от 29 марта 2022 года и постановление  судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 года,  вынесенные в отношении гражданки Республики Таджикистан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Балашихинского городского суда Московской области от 17  февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского  областного суда от 29 марта 2022 года и постановлением судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 года, гражданка  Республики Таджикистан ФИО1 признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской  Федерации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Халмурзаева К.Н. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении ФИО1 по настоящему делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, 


протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном  правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) административным правонарушением  признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства  режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в  отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления  об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не  содержат признаков уголовно наказуемого деяния. 

За аналогичные нарушения, совершенные в городе федерального значения  Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области,  установлена административная ответственность частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо,  имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное  проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные  федеральным законом или международным договором Российской Федерации  документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание  (проживание) в Российской Федерации; 

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за  исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок  действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или  разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты  заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на  временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего  Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о  возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного  гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1  Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской 

Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом 


исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя  или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой  деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление  работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на  работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии  со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин  обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по  дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку  иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных  программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской  Федерации такого иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О  порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»  иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию  Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с  соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из  Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской  Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию  Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории  Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что  16 февраля 2022 года в ходе проведения сотрудниками ОВМ МУ МВД России  «Балашихинское» Московской области проверки соблюдения иностранными  гражданами требований миграционного законодательства по адресу: Московская  область, городской округ Балашиха, улица Свердлова, дом 34, на территории  сельскохозяйственного рынка «ПолеЧудес» выявлена гражданка Республики  Таджикистан ФИО1, которая в нарушение статьи 5 Федерального закона от  25 июля 2002 года № 115-ФЗ уклонилась от выезда из Российской Федерации по  истечении определенного срока пребывания - до 23 октября 2021 года. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для составлении в отношении  иностранной гражданки ФИО1 протокола об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и ее привлечения  административной ответственности по названной норме постановлением судьи  городского суда, с выводами которого согласились судьи областного и кассационного  судов. 

Вместе с тем при вынесении обжалуемых судебных актов нижестоящими 

судебными инстанциями не учтено следующее. 


Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по делу об административном правонарушении  подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии  события административного правонарушения, а также устанавливается лицо,  совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена  административная ответственность. 

О совершении административного правонарушения по общему правилу  составляется протокол по делу об административном правонарушении, который  должен соответствовать требованиям, установленным положениями статьи 28.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об  административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в постановлении по делу об административном  правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при  рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. 

Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по  результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения,  предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного кодекса. 

К событию административного правонарушения относятся время и место  совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в  предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном  правонарушении. 

Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить,  имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного  лица на территории Российской Федерации. 

Для указанных целей проверке подлежит наличие у иностранного гражданина  документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации, а также наличие в силу действующего национального законодательства  самого права иностранного гражданина пребывать на территории Российской  Федерации на определенную дату. 

Согласно материалам дела гражданка Республики Таджикистан ФИО1  прибыла на территорию Российской Федерации 25 июля 2021 года в порядке, не 

требующем получения визы (л.д. 2, 3, 4-5). 


Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня  2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период  преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции  (COVID-19) (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года №  364) приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия  введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное  сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в  Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в  Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид  на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное  проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и  лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков  действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных  этим иностранным гражданам и лицам без гражданства. 

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15  июня 2021 года № 364 перечень иностранных государств, в отношении которых  сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное  сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается  Правительством Российской Федерации. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года №  1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные  Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение»  утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные  Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. 

Республика Таджикистан в данном перечне не указана.

При этом положениями пункта 2 данного распоряжения Правительства  Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р установлено, что датой снятия  временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством  является дата его включения в перечень, утвержденный пунктом 1 настоящего  распоряжения. 

Согласно пункту 3 указанного распоряжения № 1253-р, введенного  распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2022 года №  2537-р, датой снятия ограничений на транспортное сообщение с Республикой  Узбекистан, не включенной в названный перечень, является дата вступления в силу  акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта  Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения (в данном  случае 15 июля 2022 года, когда распоряжение Правительства Российской Федерации  от 16 март 2020 год № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую  Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном  приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» утратило силу). 

Таким образом, в силу перечисленных Указов Президента Российской  Федерации течение срока временного пребывания ФИО1 на территории  Российской Федерации приостановилось и на момент ее привлечения 17 февраля 2022  года к административной ответственности за уклонение от выезда из Российской 

Федерации по истечении определенного срока пребывания - 23 октября 2021 года, 


срок временного пребывания Абдуллоевой Г.А. на территории Российской  Федерации не истек. 

Однако нижестоящими судами вопрос о том, подпадает ли пребывание  ФИО1 на территории Российской Федерации под действие Указа  Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364, не разрешался и не  исследовался, что свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об  административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства,  необходимые для правильного разрешения дела, возбужденного в отношении  ФИО1, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не установлены. 

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1  названного Кодекса задачам производства по делам об административных  правонарушениях, а потому состоявшиеся по настоящему делу судебные акты  законными признать нельзя и они подлежат отмене. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,  протестов выносится решение об отмене постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы,  протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из  обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при  недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях срок давности привлечения к  административной ответственности за нарушение правил пребывания (проживания) в  Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства,  составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения. 

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении  ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место 16  февраля 2022 года, следовательно, срок давности привлечения названного лица к  административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях для данной  категории дел, по настоящему делу истек. 

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к  административной ответственности является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

При таких обстоятельствах постановление судьи Балашихинского городского  суда Московской области от 17 февраля 2022 года, решение судьи Московского  областного суда от 29 марта 2022 года и постановление судьи Первого кассационного  суда общей юрисдикции от 30 сентября 2022 года, состоявшиеся в отношении  гражданки Республики Таджикистан ФИО1 по настоящему делу об  административном правонарушении подлежат отмене, производство по настоящему 

делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока  давности привлечения лица к административной ответственности. 

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  выраженной в постановлении от 16 сентября 2009 года № 9-П «По делу о проверке  конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070  и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи  60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами  граждан ФИО2, ФИО3 и MB. ФИО4», лицо, в отношении  которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения  сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от  преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под  сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет  оснований для опровержения его невиновности. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного  Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу защитника Халмурзаевой К.Н., действующей в интересах ФИО1,  удовлетворить частично. 

Постановление судьи Балашихинского городского суда Московской области от  17 февраля 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 29 марта 2022  года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30  сентября 2022 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Таджикистан  ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев