ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 41-АД20-1 от 20.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 41-АД20-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 20 февраля 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Кубанская картонажная фабрика» Илларионова Е.В. на вступившие в  законную силу постановление государственного инспектора отдела  контроля международных автомобильных перевозок Южного  межрегионального управления государственного автодорожного надзора  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 декабря 2018  года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 25  февраля 2019 года, решение судьи Ростовского областного суда от 11  апреля 2019 года и постановление заместителя председателя Ростовского  областного суда от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Кубанская картонажная  фабрика» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением государственного инспектора отдела контроля  международных автомобильных перевозок Южного межрегионального  управления государственного автодорожного надзора Федеральной  службы по надзору в сфере транспорта от 05 декабря 2018 года,  оставленным без изменения решением судьи Аксайского районного суда  Ростовской области от 25 февраля 2019 года, решением судьи Ростовского  областного суда от 11 апреля 2019 года и постановлением заместителя  председателя Ростовского областного суда от 18 сентября 2019 года,  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса 


Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 250 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Илларионов ЕВ. выражает несогласие с вынесенными в  отношении общества актами по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их  незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  общества к административной ответственности) превышение допустимой  массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось  транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или)  нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном  разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо  габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами  или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку  груза в транспортное средство, влечет наложение административного  штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти  тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти  тысяч до четырехсот тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 мот поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным  средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или  без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно 


приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую  нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за  исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи  (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 

Как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31  Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ и частях 8, 12  статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав  автомобильного транспорта и городского наземного электрического  транспорта» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года   № 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер  осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного  средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено  договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные  предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное  средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства  и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства,  установленные в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 


Согласно статье 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое  лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или  от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. 

Как следует из материалов дела, 06 октября 2018 года в 19 часов 08  минут на СПВК-1, расположенном на 1085 км автодороги М-4 «Дон» при  проведении весового контроля установлен факт осуществления перевозки  груза транспортным средством марки «ДАФ», государственный  регистрационный знак <...>, с полуприцепом марки «КРОНЕ»,  государственный регистрационный знак <...>, под управлением  водителя Волошинова В.П., с превышением допустимой нагрузки на  вторую одиночную ось транспортного средства на 15,88%. 

Согласно транспортной накладной от 06 октября 2018 года  грузоотправителем является общество. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: копиями определения о возбуждении дела об  административном правонарушении, назначении административного  расследования и истребовании документов, протокола об  административном правонарушении, акта о превышении транспортным  средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на  ось, транспортной накладной, путевого листа, объяснений водителя  Волошинова В.П. и иными материалами дела, которым дана оценка на  предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, обществом совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Материалы дела позволили должностному лицу и судам сделать  вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по  соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были  предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно  отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных 


актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность  состоявшихся по делу постановлений. 

Доводы жалобы о том, что участок дороги 1085 км автодороги М-4  «Дон» относится к категории 1Б, следовательно, допустимые осевые  нагрузки транспортного средства подлежали исчислению исходя из дорог,  рассчитанных на 11,5 тонн, опровергаются письмом директора  Ростовского филиала ГК «Российские автомобильные дороги», согласно  которому данный участок дороги рассчитан на осевую нагрузку 10 т. 

Утверждение о том, что перевозку груза осуществляло ООО  «БелАвтоГрад» на основании договора экспедирования грузов от 13  августа 2018 года № 037, подлежит отклонению. 

Как указывалось выше, грузоотправителем признается физическое  или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от  своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной  накладной. 

Из товарной накладной от 06 октября 2018 года усматривается, что  грузоотправителем является общество (л.д. 24). Данное обстоятельство  также подтверждено объяснениями водителя Волошинова В.П. (л.д. 26). 

Доводы жалобы о недоказанности вины общества в совершении  вмененного административного правонарушения направлены на иную  оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и  выводы о виновности названного лица в совершении указанного  административного правонарушения не опровергают. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному  выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод соответствует положениям названного  Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных  по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено обществу по правилам,  установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, в пределах санкции части 10  статьи 12.21.1 указанного Кодекса. Кроме того является минимальным,  предусмотренным санкцией названной нормы для юридических лиц. 


Постановление о привлечении общества к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление государственного инспектора отдела контроля  международных автомобильных перевозок Южного межрегионального  управления государственного автодорожного надзора Федеральной  службы по надзору в сфере транспорта от 05 декабря 2018 года, решение  судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2019  года, решение судьи Ростовского областного суда от 11 апреля 2019 года и  постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от  18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Кубанская картонажная фабрика» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с  ограниченной ответственностью «Кубанская картонажная фабрика»  Илларионова ЕВ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров