ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 41-АД21-10 от 05.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 41-АД21-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 05 августа 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу представителя компании «Мазепа 8Ыррт§ Сотрапу  Ыткеё» (далее - компания) Белотелова К.А. на вступившее в законную силу  постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 15  ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Сиэмай Альфа Оффшор» (далее - общество) 

установил:

постановлением судьи Пролетарского районного суда города Ростова-на- Дону от 10 июня 2019 года общество признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено  административное наказание в виде административного штрафа в размере  одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного  правонарушения (буксирного судна «Маринус», далее также - судно), в сумме  8 551 085 рублей 88 копеек с конфискацией товара - судна. 

Представитель компании обратился с жалобой на указанное постановление  в Ростовский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от  15 ноября 2019 года производство по названной жалобе прекращено. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  представитель Белотелов К.А. просит отменить постановление заместителя  председателя Ростовского областного суда от 15 ноября 2019 года, приводя  доводы о его незаконности. 


Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Согласно статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях пользование товарами, которые  незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского  экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные  пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными  договорами государств - членов Евразийского экономического союза,  решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми  актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами,  выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой,  пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо  распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение  установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение  либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч  рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера  стоимости товаров, явившихся предметами административного  правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию  предметов административного правонарушения. 

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной  ответственностью «Кристалл Марин», являясь контрагентом компании, по  договору бербоут-чартера ввезло на таможенную территорию Евразийского  экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с таможенной процедурой  временного ввоза буксирное судно «Маринус», принадлежащее компании. В  дальнейшем общество с ограниченной ответственностью «Кристалл Марин»  передало судно обществу по договору тайм-чартера в отсутствие на то  разрешения таможенного органа. 

Постановлением судьи Пролетарского районного суда города Ростова-на- Дону от 10 июня 2019 года обществу, признанному виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой,  назначено дополнительное наказание в виде конфискации товара, являвшегося  предметом административного правонарушения. 

Компания обратилась в Ростовский областной суд с жалобой на это  постановление, вступившее в законную силу, полагая, что дополнительное  административное наказание в виде конфискации предмета административного  правонарушения (принадлежащего ей судна) несоразмерно характеру и  последствиям совершенного административного правонарушения и назначено  обществу без обоснования необходимости в нем. 

Производство по жалобе представителя компании на указанное  постановление было прекращено постановлением заместителя председателя  Ростовского областного суда от 15 ноября 2019 года на том основании, что  компания не относится к лицам, которые вправе его обжаловать. 

Представитель компании обрался в Конституционный Суд Российской  Федерации, оспаривая конституционность в числе прочего части 4 статьи 3.7 и 


части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Рассмотрев дело по указанной жалобе, Конституционный Суд Российской  Федерации вынес постановление от 15 октября 2020 года № 41-П, которым  признал часть 4 статьи 3.7 и часть 1 статьи 30.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не соответствующими  Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и  55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового  регулирования, допуская по делам об административных правонарушениях в  области таможенного дела конфискацию орудия совершения или предмета  административного правонарушения - товаров и (или) транспортных средств у  лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, не  предусматривают права собственника имущества обжаловать постановление по  делу об административном правонарушении в части конфискации имущества в  случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через  таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где  таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные  средства контроля и законного принуждения, в том числе процессуального, при  достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними  правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от  осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией. 

Из указанного постановления следует, что по буквальному смыслу  положений части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения может быть назначена в  качестве административного наказания за любое правонарушение, если оно  предусмотрено статьями главы 16 указанного Кодекса, независимо от того,  принадлежит ли имущество лицу, в отношении которого ведется производство  по соответствующему делу. При этом собственник конфискуемого имущества,  который не привлечен к административной ответственности, кроме  вмешательства в его право собственности, ограничен в праве на судебную  защиту, поскольку в силу указанных законоположений его участие в  производстве по делу об административных правонарушениях в области  таможенного дела не предполагается независимо от характера и состава  правонарушения (в области таможенных правил), его объективной стороны и  обстоятельств конкретного дела. Даже если лицо иностранного происхождения  примет деятельные меры к тому, чтобы в российской юрисдикции участвовать  в производстве по делу, в рамках которого его имущество конфисковано как  предмет или орудие совершения административного правонарушения, оно при  действующем правовом регулировании лишено процессуальных прав,  позволяющих оспаривать основания и процедуру конфискации своего  имущества и пользоваться иными правами, обеспечивающими  конституционное право каждого на судебную защиту. Такое лицо не имеет ни  права на получение извещений по делу, в котором суд определяет судьбу  принадлежащего ему имущества, ни права оспорить постановление по делу об 


административном правонарушении, в том числе после его вступления в  законную силу, когда и если собственник узнает о таком юрисдикционном  производстве уже по его завершении. 

Так, согласно части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях вступившее в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении может быть  обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 этого Кодекса.  Соответственно, не признавая права оспаривать вступившее в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в  отношении другого лица, за собственником имущества, конфискованного по  такому постановлению, это законоположение отсылает к предписаниям иных  статей Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, притом, однако, что и они не относят собственников  соответствующего имущества к отдельному роду субъектов, которые имели бы  в продолжение и в защиту материального права собственности доступ к  процессуальным правам, включая право оспаривать вступившие в законную  силу постановления по делу об административном правонарушении. Соучастия  и других видов причастности к противоправной наказуемой деятельности  названный Кодекс также не предусматривает ни в материально-правовой, ни в  процессуальной части, кроме соисполнительства в значении обстоятельств,  отягчающих административную ответственность (пункт 4 части 1 статьи 4.3).  Изложенное исключает участие указанных субъектов в каком-либо статусе в  делах, решения по которым определяют судьбу принадлежащей им  собственности. 

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что  право на судебную защиту признается и гарантируется в Российской  Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного  права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации как основное и  неотчуждаемое право человека на основе принципа равенства всех перед  законом и судом (статья 17, части 1 и 2; статья 19, часть 1; статья 46, части 1 и  2). Это право включает в себя не только право на обращение в суд, но и  гарантированную государством возможность получения реальной судебной  защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод. Иное не согласуется  с универсальным для всех видов судопроизводства, включая  административное, требованием эффективного восстановления в правах  посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости  (постановления от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от  28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П, от 25 апреля 2011 года   № 6-П и др.). 

Европейский Суд по правам человека поддерживает сходную позицию  относительно эффективности средств правовой защиты, которая означает, в  частности, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или  прекращать его, как и предоставлять адекватную компенсацию за уже  произошедшее нарушение (постановления от 26 октября 2000 года по делу 


«Кудла (КшНа) против Польши», от 30 ноября 2004 года по делу «Кляхин  (КгуакЫп) против России» и др.). 

Между тем часть 4 статьи 3.7 и часть 1 статьи 30.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях несоразмерно  ограничивают право на судебную защиту и обеспечиваемое им право  собственности вопреки требованиям статей 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55  (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они в системе  действующего правового регулирования, допуская по делам об  административных правонарушениях в области таможенного дела  конфискацию орудия совершения или предмета административного  правонарушения - товаров и (или) транспортных средств у лиц, не являющихся  собственниками соответствующего имущества, не предусматривают права  собственника имущества обжаловать постановление по делу об  административном правонарушении в части конфискации имущества в случае,  когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную  границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы  и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и  законного принуждения, в том числе процессуального, при достоверно  известном составе участников таможенных и связанных с ними  правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от  осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией. 

В связи с изложенным постановление заместителя председателя  Ростовского областного суда от 15 ноября 2019 года, вынесенное по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  общества подлежит отмене. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

жалобу представителя компании «Ма]епа 8Ыррт§ Сотрапу Ыткей»  Белотелова К.А. удовлетворить. 

Постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от  15 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном  правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Сиэмай Альфа Оффшор» отменить. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации