ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 41-АД21-2 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 41-АД21-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 26 апреля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобы Логвинова Е.А. и его защитника Леоновой Л.В. на  вступившие в законную силу постановление судьи Аксакайского районного  суда Ростовской области от 20 июля 2018 года и постановление заместителя  председателя Ростовского областного суда от 10 июля 2019 года, вынесенные в  отношении Логвинова Евгения Александровича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Аксакайского районного суда Ростовской области  от 20 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением заместителя  председателя Ростовского областного суда от 10 июля 2019 года,  гражданин Республики Украина Логвинов Е.А. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого  самостоятельного выезда из Российской Федерации. 

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 09 октября 2019 года указанные судебные акты оставлены без изменения. 

В жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации,  Логвинов Е.А. и его защитник Леонова Л.В. просят изменить судебные акты,  состоявшиеся в отношении Логвинова Е.А. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, исключив из них  назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалоб заявителей, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Логвинова Е.А. к  административной ответственности) нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких  документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в  уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного  срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от  двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в  порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также  в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным  законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской  Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать  девяносто суток. 


В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по  истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,  установленного настоящим Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день  истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок  временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на  временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление  и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное  проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального  закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности  приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина,  признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1  Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской  Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в  сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг)  о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока 


пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации.  

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 20 июля 2018 года в 06 часов 00 минут в ходе проведения  проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу:  Ростовская область, Аксайский район, 1084 км автодороги М-4 «Дон»  (Сальское кольцо), выявлен гражданин Республики Украина Логвинов Е.А.,  допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных  граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении  (л.д. 2); протоколом о доставлении (л.д. 4); рапортом инспектора СБ ДПС  ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (л.д. 5); копией паспорта  Логвинова Е.А. (л.д. 7); данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ  (л.д. 6), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об  административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения  их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, действия Логвинова Е.А. образуют объективную сторону  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в  соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлены все юридически значимые  обстоятельства совершения административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Логвинова Е.А. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации,  Логвинов Е.А. и его защитник Леонова Л.В. не оспаривая факта совершения  Логвиновым Е.А. административного правонарушения, предусмотренного  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, указывают, что применение к нему такой меры 


административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым, поскольку его  возвращение в Республику Украина - г. Луганск с учетом длительно  продолжающегося вооруженного конфликта и сложившейся на территории  данного государства ситуации неминуемо повлечет угрозу его жизни и  здоровью, пыток, жестокого и бесчеловечного обращения. 

Такие доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

При этом статьей 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о  гражданских и политических правах установлено, что никто не должен  подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его  достоинство обращению или наказанию. 

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод  (Рим, 04 ноября 1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам,  ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. 

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких,  бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от  10 декабря 1984 года ни одно государство-участник не должно высылать,  возвращать (гепэи1ег) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если  существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там  применение пыток. 

В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и  политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей  3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года лицо не  подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в  запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам,  но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению  или наказанию. 

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в  толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному  обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или  наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться  на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или  наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо  глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство  обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или  наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной  неполноценности. 

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких,  бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в  толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия 


указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую  ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем  государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей  совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных  оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому  обращению или наказанию. 

В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в  отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение  Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с  соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии  запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в  отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по  правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной  Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека,  действующий на основании Международного пакта о гражданских и  политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании  Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по  предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство  обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской  конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего  достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.). 

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 11  «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для  уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц  для отбывания наказания». 

Доводы жалоб о наличии у Логвинова Е.А. вида на жительство в  Российской Федерации подлежат отклонению. Как усматривается из  материалов дела, с соответствующим заявлением Логвинов Е.А. обратился в  ОВМ ОМВД России по г. Евпатория Республики Крым уже после вынесения  постановления судьи Аксакайского районного суда Ростовской области о  привлечении его к административной ответственности, предусмотренной  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения  дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость  применения к Логвинову Е.А. этой меры ответственности, а также ее  соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях целям административного  наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений  как самим правонарушителем, так и другими лицами. 


Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Логвинову Е.А. в пределах  санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Срок давности и порядок привлечения Логвинова Е.А. к  административной ответственности не нарушены. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Аксакайского районного суда Ростовской области от  20 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского  областного суда от 10 июля 2019 года, вынесенные в отношении Логвинова  Евгения Александровича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобы  Логвинова Е.А. и его защитника Леоновой Л.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации