ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 41-АД21-4 от 07.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 41-АД21-4-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 07 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной  ответственностью «АзовРыбакСоюз» Козьева Н.И. на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Неклиновского  судебного района Ростовской области от 30 сентября 2019 года, решение судьи  Неклиновского районного суда Ростовской области от 13 ноября 2019 года и  постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11  июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной  ответственностью «АзовРыбакСоюз» (далее - общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Неклиновского  судебного района Ростовской области от 30 сентября 2019 года, оставленным  без изменения решением судьи Неклиновского районного суда Ростовской  области от 13 ноября 2019 года и постановлением судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 11 июня 2020 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  генеральный директор Козьев Н.И. просит отменить судебные акты,  вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, считая их незаконными, производство по делу прекратить. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) нарушение правил, регламентирующих  рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17  данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других  орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с  конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических  ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч  рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных  биологических ресурсов или без таковой. 

Статья 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О  рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет  понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных  биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях как  деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и  выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах  рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. Так, в  соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство  представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в  целях личного потребления и в рекреационных целях, в то время как  промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по  поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке,  перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных  биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной  продукции из этих водных биоресурсов. 

В соответствии с разъяснениями содержащимися в постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № «О  практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных  с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», к  нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, в числе прочего,  нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу  (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу  (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных,  рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с  нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями  или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;  отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом  журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что  законодательством установлена обязанность по ведению таких документов. 


Основанием для привлечения общества к административной  ответственности на основании указанной нормы Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в  судебных актах выводы о том, что общество в период с марта по декабрь 2018  года в акватории Таганрогского залива Азовского моря осуществляло  рыболовство с нарушением условий выданного ему разрешения на добычу  (вылов) водных биологических ресурсов, а именно с использованием судов - маломерных плавательных средств. За указанный период обществом незаконно  добыты (выловлены) биоресурсы: пеленгас - 181 кг, тарань - 211 кг, карась - 617 кг, бычки - 11 074 кг, тюлька - 5 632 кг. 

Также обществом в нарушение пункта 4 части 1 статьи 26, пунктов 3,4  статьи 34 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О  рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 16 Правил  оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования  разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также  внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 октября 2008 года № 775, абзаца 3 пункта 12  Приказа Минсельхоза России от 01 августа 2013 года № 293 «Об утверждении  правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна»  (зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2013 года № 30273) допущен  ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале. 

Факт совершения обществом административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подтверждается материалами дела,  которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности,  достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Действия общества квалифицированы в соответствии с частью 2 статьи  8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного  Кодекса и законодательства в области рыболовства и сохранения водных  биологических ресурсов. 

Довод жалобы о недоказанности виновности общества и об отсутствии  события и состава вмененного административного правонарушениях является  несостоятельным. Событие и состав административного правонарушения  установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует  статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 


Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобы доводы заявлялись в ходе производства по данному делу об  административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку  судебных инстанций. 

Утверждение в жалобе о том, что маломерные плавательные суда  (весельные каюки) не оборудованы механизмами для проведения промысловых  операций и не использовались обществом для добычи (вылова) водных  биологических ресурсов не влечет отмену судебных актов. 

Согласно представленным в материалы дела копиям выданных обществу  разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов видом  рыболовства является промышленное рыболовство. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря  2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических  ресурсов» промышленным рыболовством признается предпринимательская  деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке,  обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных  биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной  продукции из этих водных биоресурсов. 

Материалами настоящего дела подтверждено и не оспаривалось  заявителем при рассмотрении дела то, что маломерные плавательные суда  использовались для транспортировки, перегрузки и выгрузки уловов водных  биоресурсов. 

Несогласие заявителя с выводами судов, оценкой имеющихся в деле  доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств  правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является. 

Порядок и срок давности привлечения общества к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных  санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях для юридических лиц. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу,  влекущих отмену или изменение состоявшихся судебных актов, не допущено,  нормы материального права применены правильно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Неклиновского  судебного района Ростовской области от 30 сентября 2019 года, решение судьи 


Неклиновского районного суда Ростовской области от 13 ноября 2019 года и  постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11  июня 2020 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной  ответственностью «АзовРыбакСоюз» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью  «АзовРыбакСоюз» Козьева Н.И. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации э. Никифоров