ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 43-АД21-12 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 43-АД21-12-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 26 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной  ответственностью ТПК «Восток-ресурс» - директора Асадуллаева РФ. на  вступившие в законную силу постановление судьи Увинского районного суда  Удмуртской Республики от 07.12.2020 № 5-210/2020, решение судьи  Верховного Суда Удмуртской Республики от 27.01.2021 № 12-20/2021 и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 09.07.2021 № 16-4020/2021, состоявшиеся в отношении общества с  ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» (далее - общество) по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Увинского районного суда Удмуртской  Республики от 07.12.2020 № 5-210/2020, оставленным без изменения  решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 27.01.2021   № 12-20/2021 и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 09.07.2021 № 16-4020/2021, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с назначением административного наказания в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор  Асадуллаев РФ. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными  в отношении общества, ставя вопрос об их отмене. 


[A1] Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  общества к административной ответственности) несоблюдение требований в  области охраны окружающей среды при сборе, накоплении,  транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов  производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 8.2.3 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на  граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных  лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических  лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается  только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих  требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. 

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН  2.1.7.1322-03, введенными в действие постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003   № 80 (действовавшими на момент обнаружения правонарушения), в пункте  3.2 определено, что временное складирование отходов производства и  потребления допускается: на производственной территории основных  производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора  вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных  предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на  открытых, специально оборудованных для этого площадках. 

Согласно пункту 3.7 названных правил при временном хранении отходов  в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом,  насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:  временные склады и открытые площадки должны располагаться с  подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность  хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна  быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие  брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна 


[A2] иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие  (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по  периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная  сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее  присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с  техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой  площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в  ближайшие водоемы без очистки не допускается. 

Как следует из материалов дела, общество привлечено к  административной ответственности на основании приведенной выше нормы  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то,  что им было допущено размещение древесных отходов от производственной  деятельности (отходов коры, древесных отходов из натуральной чистой  древесины, прочих несортированных древесных отходов из натуральной  чистой древесины) на земельном участке с кадастровым № 18:21:095039:198  (Удмуртская Республика, Увинский район, п. Ува, ул. Тополиная, 2а) навалом  непосредственно на почве, что было выявлено 27.04.2020 в ходе выезда по  поступившему в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей  среды Удмуртской Республики обращению и осмотра принадлежащих  юридическому лицу помещений и территорий. При этом площадки для  хранения, имеющие искусственное водонепроницаемое и химически стойкое  покрытие, обществом предусмотрены не были, поверхность вышеозначенных  отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. 

Обстоятельства совершения обществом вмененного административного  правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами,  в частности, протоколом об административном правонарушении (л.д. 62-67,  том 3), протоколом осмотра от 27.04.2020 (л.д. 42-45, том 1), фотоматериалом  (л.д. 46-49, том 1), копией рапорта помощника Удмуртского  природоохранного межрайонного прокурора о поступившем обращении  по факту складирования отходов (л.д. 9, том 1) и иными доказательствами,  оцененными в совокупности с другими материалами дела об  административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  этого Кодекса. 

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и  правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие 


[A3] административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на  основании исследования перечисленных выше и иных представленных в  материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися  между собой. 

Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Материалы дела позволили судам сделать вывод о том, что обществом не  приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований  законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о  недопустимости производившейся при осуществлении процессуальных  действий видеозаписи, были предметом проверки в ходе производства по  делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам,  приведенным в обжалуемых актах. 

Существенных нарушений процессуальных требований,  предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях, в том числе при определении подсудности рассмотрения  данного дела об административном правонарушении, не позволивших  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную  отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено обществу в виде  административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью  1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 


[A4] Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при  рассмотрении жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики  от 07.12.2020 № 5-210/2020, решение судьи Верховного Суда Удмуртской  Республики от 27.01.2021 № 12-20/2021 и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2021 № 16-4020/2021,  состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью ТПК  «Восток-ресурс» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  законного представителя общества с ограниченной ответственностью ТПК  «Восток-ресурс» - директора Асадуллаева РФ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров