ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 43-АД21-5 от 21.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 43-АД21-5-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 21 мая 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Емельянова А.В. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 1 Балезинского района  Удмуртской Республики от 05 октября 2020 года, решение судьи Балезинского  районного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 26 января 2021 года, вынесенные в отношении Емельянова Андрея  Владимировича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Балезинского  района Удмуртской Республики от 05 октября 2020 года, оставленным без  изменения решением судьи Балезинского районного суда Удмуртской  Республики от 05 ноября 2020 года и постановлением судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 года, Емельянов А.В.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок один год семь  месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Емельянов А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении него  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, считая их незаконными. 


Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Емельянова А.В. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей  с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора  до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила  дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на  состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей  статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами  освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать,  что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо  подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила), воспроизводят  указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием  для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:  запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое  изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее  обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 13 сентября 2020 года в 11 часов 15  минут на ул. Центральная, д. 14 в д. Бурино Балезинского района Удмуртской  Республики, водитель Емельянов А.В. управлял транспортным средством  «ВАЗ - 21101», государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; резкое изменение окраски  кожных покровов лица, указанных в пункте 3 Правил (л.д. 3). 

В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Емельянову А.В. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения  с применением технического средства измерения, от прохождения которого он  отказался (л.д. 4). 

В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного  средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;  при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного  средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном  результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

Должностным лицом Емельянов А.В. был направлен на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение  пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное  требование уполномоченного должностного лица о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3);  актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 4);  протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения (л.д. 5); протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 6);  рапортом инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Балезинскому  району (л.д. 2); карточкой водителя и списком административных  правонарушений Емельянова А.В. (л.д. 7); СО-диском (л.д. 11) и иными 


материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27  и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или  применение видеозаписи. 

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения  процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти  процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается  запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении  процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к  соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

При применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении велась видеозапись (л.д. 11). 

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 18 АА № 0228576  от 13 сентября 2020 года следует, что должностным лицом ГИБДД  Емельянов А.В. был направлен на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения, пройти которое он отказался, о чем была сделана  соответствующая отметка. 

Отказ Емельянова А.В. зафиксирован в названном протоколе о  направлении на медицинское освидетельствование, где он собственноручно  написал: «отказываюсь» и расписался в соответствующих графах (л.д. 5). 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Емельяновым А.В. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Утверждение Емельянова А.В. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, в ходе производства по делу об административном  правонарушении, судами была исследована видеозапись, которая получила  надлежащую оценку. 


Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки  предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в  материалах настоящего дела об административном правонарушении,  противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно  отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и  не ставят под сомнение наличие в действиях Емельянова А.В. объективной  стороны состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено Емельянову А.В. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Емельянова А.В. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Балезинского  района Удмуртской Республики от 05 октября 2020 года, решение судьи  Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 26 января 2021 года, вынесенные в отношении Емельянова Андрея  Владимировича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Емельянова А.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б. Никифоров