ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-АД19-14 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 44-АД 19-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 26 сентября 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Кормщиковой Светланы Петровны на вступившие в  законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД  ГУ МВД России по Пермскому краю от 14 мая 2018 года, решение судьи  Кунгурского городского суда Пермского края от 18 января 2019 года,  решение судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2019 года и  постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 27  мая 2019 года, вынесенные в отношении Кормщиковой Светланы  Петровны (далее - Кормщикова СП.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД  России по Пермскому краю от 14 мая 2018 года, оставленным без  изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края  от 18 января 2019 года, Кормщикова СП. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 400 000 рублей. 

Решением судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2019 года,  оставленным без изменения постановлением заместителя председателя  Пермского краевого суда от 27 мая 2019 года, указанные постановление  должностного лица и решение судьи городского суда изменены в части  назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до  350 000 рублей. В остальной части названные акты оставлены без 


изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Кормщикова СП. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении  нее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь  на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения Кормщиковой СП. к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров  либо с превышением допустимой массы транспортного средства или  допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20,  но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти  тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами  на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за  перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на  юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч  рублей, а в случае фиксации административного правонарушения  работающими в автоматическом режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на  собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот  тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 мот поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов), определено,  что под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное 


средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую  массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на  ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного  средства согласно приложению № 2. 

Согласно статье 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными  дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам  на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без  груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента  превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных  средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки  опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке,  установленном указанным законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за  исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи  (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к  административной ответственности за административные правонарушения  в области дорожного движения и административные правонарушения в  области благоустройства территории, предусмотренные законами  субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств, в случае фиксации этих административных  правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 


Из материалов дела усматривается, что 12 мая 2018 года в 14 часов 09  минут на 0 км 900 м автодороги «Голдыри-Орда-Октябрьский» Пермского  края тяжеловесное транспортное средство «МАЗ 6312В9 470-010»,  государственный регистрационный знак <...>, собственником  (владельцем) которого является Кормщикова СП., в нарушение  требований пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29  Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с  превышением допустимой массы транспортного средства на 31,32 % без  специального разрешения. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, «СВК-2-РВС», поверка  действительна до 24 января 2019 года. 

Оснований усомниться в правильности показаний технического  средства измерения, проверки параметров и наличия специального  разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки  тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не имеется. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе  фотоматериалом, полученным с применением работающего в  автоматическом режиме технического средства (л.д. 19), актом измерения  и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки  тяжеловесных и крупногабаритных грузов (л.д. 18), карточкой учета  транспортного средства (л.д. 21) и иными собранными по делу  доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, Кормщиковой СП. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии Кормщиковой СП. объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 


Доводы жалобы о том, что Кормщикова СП. не является субъектом  данного административного правонарушения, поскольку транспортное  средство было передано по договору аренды транспортного средства  Курлянчику В. А., являлись предметом проверки и оценки при  рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном  правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам,  приведенным в соответствующих судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем  земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае  фиксации этих административных правонарушений работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться доверенность на право управления транспортным  средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной  силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 


Аналогичная позиция выражена в пункте 27 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  (в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

Представленные Кормщиковой СП. доказательства,  свидетельствующие, по ее мнению, о невиновности в совершении  вмененного административного правонарушения, в том числе копии  договора аренды транспортного средства, акта приема-передачи  транспортных средств, а также показания Курлянчика В.А. получили  оценку нижестоящих судебных инстанций по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В рассматриваемом деле с учетом конкретных обстоятельств  судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что  транспортное средство в момент фиксации административного  правонарушения находилось в пользовании иного лица в соответствии с  требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях Кормщиковой СП., представлено не  было. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о  том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или)  предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях процессуальные требования. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Кормщиковой СП. в  пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с учетом позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в  постановлении от 18 января 2019 года № 5-П. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 


Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД  России по Пермскому краю от 14 мая 2018 года, решение судьи  Кунгурского городского суда Пермского края от 18 января 2019 года,  решение судьи Пермского краевого суда от 14 марта 2019 года и  постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 27  мая 2019 года, вынесенные в отношении Кормщиковой Светланы  Петровны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  Кормщиковой Светланы Петровны - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров