ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-АД21-18 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 44-АД21-18-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 26 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Калинина Сергея Сергеевича на вступившие в законную  силу постановление от 18.02.2020, принятое административной комиссией  Пермского городского округа по рассмотрению дел об административных  правонарушениях в области благоустройства территории, совершенных с  использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции  фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки,  видеозаписи (далее также - административная комиссия Пермского  городского округа), решение судьи Свердловского районного суда города  Перми от 22.05.2020 № 12-301/2020, решение судьи Пермского краевого  суда от 14.07.2020 № 7-959/2020 и постановление судьи Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 № 16-696/2021,  вынесенные в отношении Калинина Сергея Сергеевича (далее - Калинин  С.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 6.12 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК  «Об административных правонарушениях в Пермском крае», 

установил:

постановлением от 18.02.2020, принятым административной  комиссией Пермского городского округа, оставленным без изменения  решением судьи Свердловского районного суда города Перми от 22.05.2020   № 12-301/2020, Калинин С.С. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи  6.12 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК  «Об административных правонарушениях в Пермском крае», и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа 

[A1]

в размере 2 000 рублей. 

Решением судьи Пермского краевого суда от 14.07.2020 № 7-959/2020,  оставленным без изменения постановлением судьи Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 № 16-696/2021,  постановление административной комиссии Пермского городского округа  и решение судьи районного суда изменены, деяние Калинина С.С.  переквалифицировано с части 4 на часть 2 статьи 6.12 Закона Пермского  края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях  в Пермском крае» с назначением ему административного наказания в виде  административного штрафа в размере 1 000 рублей. В остальной части  указанные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Калинин С.С. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него  по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их  незаконность, и прекращении производства по делу. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 6.12 Закона Пермского края от  06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в  Пермском крае» (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении,  приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Калинина С.С. к  административной ответственности) невнесение платы за пользование на  платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на  автомобильных дорогах общего пользования местного значения, влечет  наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и  юридических лиц в размере одной тысячи рублей. 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 данной статьи, лицом, подвергнутым административному  наказанию за аналогичное правонарушение, повторно в течение года, в силу  части 4 статьи 6.12 указанного Закона Пермского края влечет наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц в размере двух тысяч рублей. 

Пунктом 4.1.6 Порядка создания и использования, в том числе на  платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на  автомобильных дорогах общего пользования местного значения города  Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26.05.2015 

[A2]

 № ПО, установлен запрет оставлять транспортное средство на территории  платной парковки без оплаты использования парковки. 

Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной  ответственности за административные правонарушения в области  дорожного движения и административные правонарушения в области  благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов  Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных  средств, в случае фиксации этих административных правонарушений  работающими в автоматическом режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или  средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники  (владельцы) транспортных средств. 

Из материалов дела усматривается, что в период с 16 часов 38 минут по  17 часов 08 минут 31.01.2020 на территории парковки, используемой на  платной основе и расположенной на автомобильной дороге общего  пользования местного значения города Перми по адресу: г. Пермь, ул.  Полины Осипенко, 51, размещено транспортное средство марки ЬАОА  ОНАША, государственный регистрационный знак <...>,  собственником которого является Калинин С.С. без внесения  установленной платы. 

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим  средством, работающим в автоматическом режиме, поверенным до  27.06.2020. 

Приведенные обстоятельства, послужившие основанием  для привлечения названного лица к административной ответственности  по части 2 статьи 6.12 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК  «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (с учетом  изменений, внесенных судьей краевого суда в правовую квалификацию  совершенного Калининым С.С. деяния) подтверждаются собранными  по делу доказательствами, в том числе, выпиской из проекта организации  дорожного движения (л.д. 3 административного материала), копией  свидетельства о поверке (л.д. 2 административного материала) и иными  доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, Калининым С.С. совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.12 Закона Пермского 

[A3]

края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях  в Пермском крае». 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела  об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Коллегиальный орган и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии Калинина С.С. объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  6.12 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК  «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Данный  вывод основан на положениях Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, указанного регионального закона и  совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с  ним не имеется. 

Доводы жалобы о том, что Калинин С.С. не является субъектом  административного правонарушения, поскольку транспортное средство  передано им по договору краткосрочной аренды от 31.01.2020 З. являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на  постановление по делу об административном правонарушении и были  обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих  судебных актах. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в  отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к  данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части  3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения,  предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с  использованием транспортных средств либо собственником, владельцем 

[A4]

земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации  этих административных правонарушений работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции  фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки,  видеозаписи. 

Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» при  фиксации административного правонарушения в области дорожного  движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме,  субъектом такого правонарушения является собственник (владелец)  транспортного средства независимо от того, является он физическим либо  юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях). 

В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника  (владельца) транспортного средства постановлением о назначении  административного наказания за правонарушение, выявленное и  зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими  средствами, при реализации своего права на обжалование данного  постановления он освобождается от административной ответственности  при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены  содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации  административного правонарушения транспортное средство находилось во  владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло  из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть  2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). При этом собственник обязан  представить доказательства своей невиновности. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения  транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в  частности, являться полис обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется  запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого  лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания  свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным  средством в момент фиксации административного правонарушения.  Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по 

[A5]

правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Представленные Калининым С.С. доказательства, свидетельствующие,  по его мнению, о невиновности в совершении вмененного  административного правонарушения, получили оценку нижестоящих  судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В рассматриваемом деле с учетом конкретных обстоятельств судебные  инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что достаточных  доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что транспортное  средство в момент фиксации административного правонарушения  находилось во владении и пользовании иного лица в соответствии с  требованиями части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, Калининым С.С. представлено  не было. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует  о том, что коллегиальным органом и судами допущены нарушения норм  материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях процессуальные  требования. 

Административное наказание назначено Калинину С.С. в размере,  предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.12 Закона Пермского края  от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в  Пермском крае». 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда 

[A6]

Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 18.02.2020, принятое административной комиссией  Пермского городского округа, решение судьи Свердловского районного  суда города Перми от 22.05.2020 № 12-301/2020, решение судьи Пермского  краевого суда от 14.07.2020 № 7-959/2020 и постановление судьи Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 № 16-696/2021,  вынесенные в отношении Калинина Сергея Сергеевича по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи  6.12 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК  «Об административных правонарушениях в Пермском крае», оставить  без изменения, жалобу названного лица - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СЛь-Никифоров

[A7]