ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44-АД22-12 от 02.09.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 44-АД22-12-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 02 сентября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Канафьева СВ. на вступившие в законную силу  постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 12  ноября 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 15 декабря 2021  года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 31 марта 2022 года, вынесенные в отношении Канафьева Сергея  Викторовича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от  12 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского  краевого суда от 15 декабря 2021 года и постановлением судьи Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2022 года, Канафьев СВ.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с  лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 7  месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Канафьев СВ. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя  доводы об их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы 

жалобы, прихожу к следующим выводам. 


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Канафьева СВ. к административной ответственности) невыполнение  водителем транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере  тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее  - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства  обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое  управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и  оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила),  воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях обстоятельства,  являющиеся основанием для направления водителя на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок 

направления на такое освидетельствование. 


[A2] В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 29 сентября 2021 года  в 18 часов 25 минут на ул. 20 лет Победы, д. 128 в г. Соликамске, водитель  Канафьев СВ. управлял транспортным средством «Хендэ - Солярис»,  государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта, указанного в пункте 3 Правил (л.д. 5). 

В связи с наличием указанных признаков опьянения должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Канафьеву СВ. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения. 

По результатам проведенного освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения на основании положительных результатов  определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации  0,91 мг/л, превышающей 0,16 мг/л - возможную суммарную погрешность  измерений, у Канафьева СВ. было установлено состояние алкогольного  опьянения (л.д. 6). 

С результатами освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения Канафьев СВ. не согласился, о чем сделана соответствующая  отметка (л.д. 7). 

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Канафьев СВ. был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,  однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не  выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении  (л.д. 4); протоколом об отстранении от управления транспортным  средством (л.д. 5); актом освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения с приложенным к нему бумажным носителем с показаниями  технического средства измерения (л.д. 6-7); протоколом о направлении на  медицинское освидетельствование (л.д. 8); протоколом о задержании  транспортного средства (л.д. 9); рапортом инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД  ОМВД России по Соликамскому ГО (л.д. 10); карточкой водителя и списком  административных правонарушений Канафьева СВ. (л.д. 11-13);  СО-диском (л.д. 17) и иными материалами дела, которым дана оценка на  предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных 

правонарушениях. 


[A3] В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в случаях,  предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно  присутствие понятых или применение видеозаписи. 

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения  процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти  процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается  запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении  процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к  соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

При применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении велась видеозапись (л.д. 17). 

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 59 МН № 036714  от 29 сентября 2021 года следует, что должностным лицом ГИБДД  Канафьев СВ. был направлен на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения, пройти которое он отказался, о чем была сделана  соответствующая отметка. 

Отказ Канафьева СВ. зафиксирован в названном протоколе о  направлении на медицинское освидетельствование, где он собственноручно  написал: «нет, не согласен» и расписался в соответствующих графах (л.д. 8). 

Утверждение Канафьева СВ. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Напротив, в ходе производства по делу об административном  правонарушении, судами была исследована видеозапись, которая получила  надлежащую оценку. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Канафьевым СВ. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Иные доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических  обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих  судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах  настоящего дела об административном правонарушении, противоречат 

совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по 


[A4] основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под  сомнение наличие в действиях Канафьева СВ. объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Административное наказание назначено Канафьеву СВ. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Канафьева СВ. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от  12 ноября 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 15 декабря  2021 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 31 марта 2022 года, вынесенные в отношении Канафьева  Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Канафьева СВ. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

[кифоров