ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 46-АД19-14 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 46-АД19-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 09 августа 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 и его защитника Абрамова  Д.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного  участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области  от 15 января 2019 года, решение судьи Автозаводского районного суда  г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2019 года и постановление  заместителя председателя Самарского областного суда от 06 мая 2019 года,  вынесенные в отношении ФИО1 (далее - ФИО1)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2  статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 94 Автозаводского  судебного района г. Тольятти Самарской области от 15 января 2019 года,  оставленным без изменения решением судьи Автозаводского районного суда  г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2019 года и постановлением  заместителя председателя Самарского областного суда от 06 мая 2019 года,  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 и его защитник выражают несогласие с судебными актами, состоявшимися  по настоящему делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пронина Д.С. к  административной ответственности) управление транспортным средством без  государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным  средством без установленных на предусмотренных для этого местах  государственных регистрационных знаков либо управление транспортным  средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными  или оборудованными с применением устройств или материалов,  препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков  либо позволяющих их видоизменить или скрыть, влечет наложение  административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права  управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. 

В силу пунктов 2, 11 Основных положений по допуску транспортных  средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению  безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета  Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года   № 1090, далее - Основные положения по допуску транспортных средств к  эксплуатации), на механических транспортных средствах (кроме мопедов,  трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на  предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего  образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом  нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная  карточка. Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов,  прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если  их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня  неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация  транспортных средств (согласно приложению). 

В соответствии с пунктом 7.15 указанного Перечня запрещается  эксплуатация транспортного средства в случае, если его государственный  регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577- 93. 

Как усматривается из материалов дела, 27 октября 2018 года инспектором  ДПС в отношении ФИО1 составлен протокол об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Согласно указанному протоколу 27 октября 2018 года в 07 часов 05 минут  на 272 км автодороги «Тамбов-Пенза» в Пензенском районе Пензенской  области ФИО1 управлял транспортным средством «Роге Ризюп» с  государственными регистрационными знаками<...>, оборудованными  с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их  идентификацию. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 мировым судьей к административной ответственности по части 2 статьи 


12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вышестоящими судебными инстанциями вынесенное мировым судьей  постановление признано законным и обоснованным. 

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться  нельзя по следующим основаниям. 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,  обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление  причин и условий, способствовавших совершению административных  правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению  по делу об административном правонарушении подлежит виновность лица в  совершении административного правонарушения. 

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в  совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной  стороны деяния. 

Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для  всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. 

С субъективной стороны административное правонарушение,  предусмотренное частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой  вины. 

При рассмотрении дела судебными инстанциями ФИО1 указывал на  то, что никаких материалов на государственные регистрационные знаки не  наносил, в процессе движения транспортного средства, возможно, образовалось  загрязнение в виде налипшей листвы, которое не препятствовало прочтению  знаков. 

Согласно копиям объяснений сотрудников ДПС ФИО2 и  ФИО3 27 октября 2018 года ими был остановлен автомобиль «Рогб  Ризюп» с государственными регистрационными знаками <...> под  управлением ФИО1 Названные государственные регистрационные  знаки были оборудованы с применением материалов, препятствующих их  идентификацию, одна из букв и цифр как переднего, так и заднего  государственных регистрационных знаков были закрыты с применением  листвы дерева. Также несколько листьев от дерева находились в салоне  автомобиля на панели. Данное обстоятельство было зафиксировано с  применением фото-видеозаписи. 

Аналогичные показания даны названными сотрудниками ДПС при  рассмотрении дела судьей районного суда. 

Вместе с тем материалы настоящего дела не содержат фотоматериал или  видеозапись, фиксирующие данные обстоятельства. 


Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20) в качестве  устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных  регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть,  могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное  оборудование (шторки, электромагниты и т.п., в том числе и тогда, когда они  не были приведены в действие в момент выявления административного  правонарушения, однако позволяли водителю при совершении определенных  действий видоизменить или скрыть государственный регистрационный знак), а  также искусственные материалы (например, листы бумаги, картон) либо  природные материалы (в частности, листва, грязь, снег), если визуальный  осмотр транспортного средства позволяет с очевидностью сделать вывод о том,  что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации  государственных регистрационных знаков (например, загрязнение фрагмента  государственного регистрационного знака не связано с погодными условиями  или не обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение).  Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в  указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным  должностным лицом в ходе выявления административного правонарушения  видеозапись (фотографии), которая приобщается к материалам дела об  административном правонарушении и подлежит оценке по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Из приведенных выше объяснений сотрудников ДПС усматривается, что  фото-видеофиксация административного правонарушения по техническим  причинам не сохранилась. 

С учетом изложенного не представляется возможным проверить доводы  ФИО1 о том, что образовавшееся в процессе движения загрязнение на  государственных регистрационных знаках управляемого им автомобиля  связано с погодными условиями и не затрудняло их идентификацию. 

Следует отметить, что согласно правовой позиции, выраженной в пункте  5.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24  октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством: 

- без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из  них); 

- при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в  нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для 


этого местах (в том числе только одного из них); 

- с государственными регистрационными знаками, оборудованными с  применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию  этих знаков (в том числе только одного из них). 

Аналогичная позиция выражена в постановлении Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 (в редакции,  действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

При этом административная ответственность за управление транспортным  средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением  требований государственного стандарта государственными регистрационными  знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена частью 1 статьи 12.2 указанного Кодекса. 

С учетом позиции ФИО1 и отсутствия в материалах дела  доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что листва была нанесена  названным лицом на государственные регистрационные знаки управляемого им  автомобиля с целью затруднения или невозможности идентификации этих  знаков, а ее наличие не было обусловлено процессом движения автомобиля и  погодными условиями, сделать безусловный вывод о наличии в действиях  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, не представляется возможным. 

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,  привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого  лица. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного  участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области  от 15 января 2019 года, решение судьи Автозаводского районного суда  г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2019 года и постановление  заместителя председателя Самарского областного суда от 06 мая 2019 года,  вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. 

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные  акты. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 94 Автозаводского  судебного района г. Тольятти Самарской области от 15 января 2019 года,  решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области  от 26 февраля 2019 года и постановление заместителя председателя Самарского  областного суда от 06 мая 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении прекратить  на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров