ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 46-АД20-6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва 10 августа 2020 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу защитника Богатикова А.Н., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Жилуниверсал», на вступившие в законную силу постановление от 24.04.2019 № 218, вынесенное административной комиссией Кировского внутригородского района городского округа Самара, решение судьи Кировского районного суда города Самары от 19.06.2019, решение судьи Самарского областного суда от 15.08.2019 № 21- 1040/2019 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 07.10.2019 № 4а-1095/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилуниверсал» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «а» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (далее - Закон об административных правонарушениях на территории Самарской области)
установил:
постановлением от 24.04.2019 № 218, вынесенным административной комиссией Кировского внутригородского района городского округа Самара (далее - коллегиальный орган), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Самары от 19.06.2019, решением судьи Самарского областного суда от 15.08.2019 № 21-1040/2019 и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 07.10.2019 № 4а- 1095/2019, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом «а» части 1 статьи 4.28 Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области,
с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе защитник Богатиков А.Н., действующий в интересах привлекаемого к административной ответственности лица, просит отменить названные акты, состоявшиеся в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в числе прочего, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Административная ответственность за административные правонарушения на территории Самарской области наступает в соответствии с федеральным законодательством и Законом об административных правонарушениях на территории Самарской области.
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 4.28 данного закона наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей влечет неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории от мусора и
иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества коллегиальным органом к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о выявленном в результате обследования 08.04.2019-09.04.2019 территории Кировского района города Самары ненадлежащем обслуживании прилегающей территории многоквартирного дома № 118 по Зубчаниновскому шоссе города Самары, находящегося в управлении общества. Данная территория не очищена от мусора, опавшей листвы, сухой травяной и сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников, отходов производства и потребления.
Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили, в числе иного, из того, что работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном Правилами благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденными постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 (далее - Правила благоустройства территории городского округа Самара), на прилегающих территориях многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное (подпункт 1 пункта 11 главы 3 раздела 2 названных Правил).
Вместе с тем данные выводы судебных инстанций являются преждевременными ввиду следующего.
Защитниками общества в ходе рассмотрения данного дела, в частности, в поданных по делу жалобах последовательно приводились доводы о том, что границы территории земельного участка, прилегающего к дому № 118 по Зубчаниновскому шоссе города Самары, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Приведенные доводы не получили надлежащей правовой оценки судебных инстанций при рассмотрении данного дела.
Между тем в соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных
регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 4 (2018) (пункт 7).
Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных, отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
При этом благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется администрациями внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с компетенцией (пункт 10 главы 3 раздела 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара).
В данном случае общество привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией в силу статьи 2 Закона Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок
образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом.
В нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы защитников общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории.
При этом следует учесть, что в постановлении коллегиального органа и обжалуемых актах спорная территория именуется как прилегающей, так и придомовой, что также свидетельствует об отсутствии однозначной трактовки объективной стороны состава вменяемого обществу административного правонарушения коллегиальным органом и судебными инстанциями.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Кировского районного суда города Самары от 19.06.2019, решение судьи Самарского областного суда от 15.08.2019 № 21-1040/2019 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 07.10.2019 № 4а-1095/2019, состоявшиеся в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «а» части 1 статьи 4.28 Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда города Самары.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные
доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы могут быть заявлены при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Кировского районного суда города Самары от 19.06.2019, решение судьи Самарского областного суда от 15.08.2019 № 21-1040/2019 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 07.10.2019 № 4а-1095/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилуниверсал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «а» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилуниверсал» на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Самары.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б. Никифоров