ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 47-АД19-6 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 47-АД 19-6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 1 июля 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу государственного инспектора Оренбургской области в  области охраны окружающей среды ФИО1 на вступившие в  законную силу решение судьи Октябрьского районного суда города Орска  Оренбургской области от 10.09.2018 № 12-111/2018, решение судьи  Оренбургского областного суда от 06.11.2018 № 21-486/2018, постановление  заместителя председателя Оренбургского областного суда от 07.02.2019 № 4а- 46/2019, вынесенные в отношении генерального директора общества с  ограниченной ответственностью «УралСтройБетон» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением государственного инспектора Оренбургской области в  области охраны окружающей среды ФИО1 от 02.08.2018 № 160  генеральный директор общества с ограниченной ответственностью  «УралСтройБетон» (далее - ООО «УралСтройБетон») ФИО2 признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде предупреждения. 

На данный акт заместителем прокурора Октябрьского района города Орска  Наумовой С. А., вынесшей постановление о возбуждении дела об  административном правонарушении, в вышестоящий суд принесен протест. 


Решением судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской  области от 10.09.2018 № 12-111/2018 протест заместителя прокурора  удовлетворен, постановление государственного инспектора Оренбургской  области в области охраны окружающей среды Анниковой А.А. от 02.08.2018   № 160 отменено, дело об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении генерального директора  ООО «УралСтройБетон» Волкова А.Н. направлено на новое рассмотрение в  Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений  Оренбургской области. 

Решением судьи Оренбургского областного суда от 06.11.2018 № 21- 486/2018 и постановлением заместителя председателя Оренбургского  областного суда от 07.02.2019 № 4а-46/2019, решение судьи Октябрьского  районного суда города Орска Оренбургской области от 10.09.2018 № 12- 111/2018 оставлено без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  государственный инспектор Оренбургской области в области охраны  окружающей среды ФИО1 выражает несогласие с судебными актами,  вынесенными в отношении генерального директора ООО «УралСтройБетон»  ФИО2 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, приводя доводы об отсутствии  оснований для отмены постановления и направления дела на новое  рассмотрение. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены  в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной  ответственности) несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании,  обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с  отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый  слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  генерального директора ООО «УралСтройБетон» ФИО2 к  административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в 


ходе прокурорской проверки нарушения экологических требований при  обращении с отходами, а именно: 

- несоблюдение срока представления в уполномоченный орган исполнительной  власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании,  размещении отходов в уведомительном порядке за 2017 год (часть 2 статьи 11,  часть 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления», приказ Министерства природных ресурсов,  экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 30.03.2016   № 399 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об  образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за  исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего  предпринимательства, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых  образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному  экологическому надзору»); 

- нарушение установленного статьями И, 20 Федерального закона от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением  Правительства Оренбургской области № 785-п от 14.09.2012 «О порядке  ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области» срока  предоставления в уполномоченный орган исполнительной власти данных,  необходимых для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской  области за 2017 год; 

- непредставление в установленный частью 2 статьи 19 Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом  Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17 «Об  утверждении статистического инструментария для организации  Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами  производства и потребления» срок сведений об образовании, использовании,  обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и  потребления по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП  (отходы) за 2017 год. 

Отменяя постановление государственного инспектора Оренбургской  области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 02.08.2018   № 160 судья Октябрьского районного суда, а также последующие судебные  инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для направления  дела на новое рассмотрение, что оспаривается должностным лицом, вынесшим  постановление. 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на  постановление по делу об административном правонарушении выносится  решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение 


судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях  существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных  названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об  административном правонарушении, влекущем назначение более строгого  административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на  мягкость примененного административного наказания. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и  объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья  районного суда сделал вывод о том, что должностным лицом  административного органа при рассмотрении дела допущено существенное  нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях, что не  позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем  вынес решение об отмене постановления и направлении дела в  административный орган на новое рассмотрение. С выводами судьи районного  суда согласились судья областного суда и заместитель председателя областного  суда. 

Вопреки доводам жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации  не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в решении  судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области  от 10.09.2018 № 12-111/2018, а также решении судьи Оренбургского областного  суда от 06.11.2018 № 21-486/2018 и постановлении заместителя председателя  Оренбургского областного суда от 07.02.2019 № 4а-46/2019. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 № 1696-0 проверка  законности и обоснованности постановления по делу об административном  правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей  юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура  рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных  требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об  административном правонарушении выносится решение о его отмене и о  возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу,  правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса).  При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения  выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о  виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. 

В рассматриваемом случае основания для отмены состоявшегося по делу  постановления и возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу  у судьи районного суда имелись. 


На момент возвращения дела, а также при последующем обжаловании  решения судьи районного суда срок давности привлечения генерального  директора ООО «УралСтройБетон» Волкова А.Н. к административной  ответственности не истек. 

Содержащиеся в поданной в Верховный Суд Российской Федерации  жалобе доводы являлись предметом проверки судьи Оренбургского областного  суда и заместителя председателя Оренбургского областного суда, обоснованно  отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах, и не  ставят под сомнение содержащиеся в них выводы. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской  области от 10.09.2018 № 12-111/2018, решение судьи Оренбургского  областного суда от 06.11.2018 № 21-486/2018, постановление заместителя  председателя Оренбургского областного суда от 07.02.2019 № 4а-46/2019,  вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной  ответственностью «УралСтройБетон» ФИО2 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, жалобу государственного инспектора Оренбургской области  в области охраны окружающей среды ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров