ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 47-АД21-1 от 08.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 47-АД21-1-К6

ПО СТАНОВЛЕНИЕ

Москва 08 апреля 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Горобец И.Ю., действующего  в интересах государственного автономного учреждения здравоохранения  «Городская клиническая больница № 6» города Оренбурга, на вступившие  в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 9  Промышленного района города Оренбурга от 13.03.2020, решение судьи  Промышленного районного суда города Оренбурга от 30.07.2020 № 12- 129/2020 и постановление судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 09.12.2020 № 16-7003/2020, вынесенные в отношении  государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская  клиническая больница № 6» города Оренбурга (далее также - учреждение)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13  статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Промышленного  района города Оренбурга от 13.03.2020, оставленным без изменения решением  судьи Промышленного районного суда города Оренбурга от 30.07.2020 № 12- 129/2020, учреждение признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере  90 000 рублей. 


Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 09.12.2020 № 16-7003/2020 названные судебные акты изменены: из них  исключено указание на невыполнение учреждением пунктов 4, 6, 13-16, 18, 22,  32, 54, 55, 60 предписания № 751/1/1, выданного инспектором отдела надзорной  деятельности и профилактической работы по городу Оренбургу и  Оренбургскому району Главного управления МЧС России по Оренбургской  области по результатам проверки учреждения по ряду адресов в городе  Оренбурге. В остальной части принятые по делу постановление и решение  оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник - адвокат Горобец И.Ю. просит отменить судебные акты, состоявшиеся  в отношении учреждения по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения  к административной ответственности) невыполнение в установленный срок  законного предписания органа, осуществляющего федеральный  государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых  осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и  социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на  граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех  лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей. 

Как усматривается из протокола об административном правонарушении и  обжалуемых актов, основанием для привлечения государственного  автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница   № 6» города Оренбурга к административной ответственности на основании  части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях послужили выводы о невыполнении в срок до 16.12.2019  пунктов 1-6, 8-16, 18-27, 30-36, 39-44, 46-64 предписания от 28.12.2018 №  751/1/1, выданного инспектором отдела надзорной деятельности и  профилактической работы по городу Оренбургу и Оренбургскому району 


Главного управления МЧС России по Оренбургской области по результатам  проверки учреждения по ряду адресов в городе Оренбурге. 

Так, в соответствии с названным предписанием учреждением не устранены  в числе иных такие нарушения как: здание центральной поликлиники по  адресу: город Оренбург, ул. Химическая, 6 не оборудовано автоматической  установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления  эвакуацией людей при пожаре; в здании поликлиники № 1 по адресу: город  Оренбург, ул. Литейная, 49 стены на путях эвакуации (1 этаж) отделаны  горючим материалом; в отделении раннего возраста по адресу: город Оренбург,  ул. Зиновьева, 2 дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению  выхода из здания; в стоматологии по адресу: город Оренбург, ул. Львовская,  114 помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной  сигнализации, системой управления эвакуацией людей при пожаре. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, копиями предписания от 28.12.2018 № 751/1/1,  выданного инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической  работы по городу Оренбургу и Оренбургскому району Главного управления  МЧС России по Оренбургской области, со сроком исполнения до 15.12.2019  (л.д. 22-30), распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки  юридического лица от 14.01.2020 № 22, вынесенного главным государственным  инспектором города Оренбурга и Оренбургского района по пожарному  надзору, о проведении проверки исполнения упомянутого предписания (л.д. 8- 10), актом проверки от 29.01.2020 № 22, проведенной отделом надзорной  деятельности и профилактической работы по городу Оренбургу и  Оренбургскому району Главного управления МЧС России по Оренбургской  области (л.д. 11-21), протоколом об административном правонарушении (л.д. 1- 7) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности  с другими материалами дела об административном правонарушении  по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Из буквального толкования диспозиции части 13 статьи 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях следует,  что объективная сторона предусмотренного ею состава административного 


правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок  исключительно законного предписания органа, осуществляющего федеральный  государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых  осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и  социального обслуживания. 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на  то, что учреждением не приняты достаточные и зависящие от него меры для  выполнения предписания в полном объеме в установленный срок и  привлечения (и эффективного использования) необходимых для исполнения  требований законодательства денежных средств. 

Недостаточное бюджетное финансирование, равно как и признание одного  из используемых учреждением зданий (расположенного по адресу: город  Оренбург, ул. Кольцевая, 11) постановлением администрации города  Оренбурга от 03.07.2019 аварийным и подлежащим сносу, не является  основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей  по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом  характера и степени общественной опасности вмененного административного  правонарушения. Невыполнение требований пожарной безопасности на  функционирующих на момент выдачи предписания объектах здравоохранения  может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для  жизни и здоровья людей. 

Сведений о признании предписания от 28.12.2018 № 751/1/1  в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном  правонарушении не имеется и с поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобой не представлено. 

Действия государственного автономного учреждения здравоохранения  «Городская клиническая больница № 6» города Оренбурга квалифицированы  по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами,  нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. 


Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной  ответственности соблюдены. 

При рассмотрении дела не допущено нарушений Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных  им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело. 

Административное наказание назначено привлекаемому к  административной ответственности лицу в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли  бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, в том числе  свидетельствующих о малозначительности совершенного учреждением  административного правонарушения, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 9 Промышленного  района города Оренбурга от 13.03.2020, решение судьи Промышленного  районного суда города Оренбурга от 30.07.2020 № 12-129/2020 и постановление  судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2020 № 16- 7003/2020, вынесенные в отношении государственного автономного  учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 6» города  Оренбурга по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката  Горобец И.Ю. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров 


^ V '