ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 47-АД23-5 от 13.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 47-АД23-5-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 13 октября 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев  жалобу генерального директора ООО «Медногорский медно-серный  комбинат» Исхакова И.И. на вступившие в законную силу постановление начальника  Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской  области от 05 апреля 2022 года № 78-22-18, решение судьи Райского городского суда  Оренбургской области от 05 сентября 2022 года, решение судьи Оренбургского  областного суда от 15 ноября 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 01 марта 2023 года, вынесенные в отношении ООО  «Медногорский медно-серный комбинат» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением начальника Восточного территориального отдела Управления  Роспотребнадзора по Оренбургской области от 05 апреля 2022 года № 78-22-18 ООО  «Медногорский медно-серный комбинат» (далее по тексту также - Общество) признано  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 10 500 рублей. 

Решением судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 05 сентября  2022 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда  от 15 ноября 2022 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 01 марта 2023 года, указанное постановление административного органа  изменено: из объема предъявленного противоправного деяния исключен вывод о 

нарушении ООО «Медногорский медно-серный комбинат» 15 ноября 2021 года и 16 


ноября 2021 года требований санитарного законодательства (статьи 20 Федерального  закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения», пунктов 66, 70, 74 СанПиН 2.1.3684-21, подпункта 489 таблицы 1.1. раздела  1 СанПИН 1.2.3685-21, пункта 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В остальной части  постановление по делу оставлено без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный  директора Общества Исхаков И.И. выражает несогласие с состоявшимися по данному  делу актами и ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. 

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении  и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее  удовлетворения. 

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение  законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и  гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и  противоэпидемических мероприятий. 

Положения статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон   № 52-ФЗ) определяют санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как  состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует  вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются  благоприятные условия его жизнедеятельности. 

Согласно статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения  гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами  санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные  предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими  деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного  законодательства. 

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 20 Федерального закона № 52 атмосферный воздух в  городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также  воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не  должен оказывать вредное воздействие на человека. 

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха  в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций,  воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе  предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и  микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. 

Юридические лица, в том числе, в соответствии со своими полномочиями обязаны  осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха 

в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного 


пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и  сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания  человека санитарным правилам. 

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 52 на территории  Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный  государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

Соблюдение санитарных правил в соответствии с пунктом 3 статьи 39  Федерального закона № 52 является обязательным для граждан, индивидуальных  предпринимателей и юридических лиц. 

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены санитарные правила и нормы  СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению  безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», согласно  которым предельно допустимая концентрация серы диоксид в атмосферном воздухе  составляет 0,5 мг/м (пункт 489 таблицы 1.1). 

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная,  административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством  Российской Федерации (статья 55 Федерального закона № 52). 

Из представленных материалов усматривается, что ООО «Медногорский медно-серный комбинат», расположенное по адресу: Оренбургская область, город Медногорск,  улица Заводская, дом 1, включено в государственный реестр объектов, оказывающих  негативное воздействие на окружающую среду, отнесено к объекту I категории (код 530156-000020-П), являющемуся источником выделения в процессе осуществления  производственной деятельности загрязняющего вещества - диоксида серы, в количестве  7809,2579935 тонн/год (л.д. 109-111). 

Результаты измерений переданы в Восточный территориальный отдел Управления  Роспотребнадзора по Оренбургской области, уполномоченным должностным лицом  которого 15 марта 2022 года в отношении ООО «Медногорский медно-серный  комбинат» за превышение предельно допустимых нормативов выбросов названною  загрязняющего вещества в атмосферный воздух в жилой зоне составлен протокол об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общее 1ва к 

административной о1ве!С1венносги по названной норме в соответствии с 


постановлением начальника Восточного территориального отдела Управления  Роспотребнадзора по Оренбургской области от 05 апреля 2022 года № 78-22-18. 

При рассмотрении жалобы Общества на данное постановление судья Гайскою  городского суда Оренбургской области, руководствуясь разделами 1, 6 Национального  стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 «Статистические методы.  Руководство по оценке соответствия установленным требованиям. Часть 1. Общие  принципы», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии от 17 октября 2006 года № 229-ст, исходя из того, что  используемый при замерах 15 и 16 ноября 2021 года газоанализатор диоксида серы  имеет пределы допускаемой основной погрешности (15 ноября 2021 года - «+/- 120  мг/м \ 16 ноября 2021 года - «+/- 116 мг/м л\ пришел к выводам о том, что результаты  измерений атмосферного воздуха в означенные даты (0,599 мг/м и 0,578 мг/м  соответственно) указаны в протоколах лабораторных исследований вместе с  погрешностью измерений и не превышают нормативных требований. 

При таких обстоятельствах судья городского суда исключил вмененные Обществу  15 и 16 ноября 2021 года нарушения требований санитарных правил из объема  противоправного деяния. 

Вместе с тем, осуществление Обществом деятельности 11 февраля 2022 года с  превышением гигиенического норматива по диоксиду серы (1,283+/-0,257 мг/м , при  допустимом показателе 0,5 мг/м ) на территории жилой застройки по указанному выше  адресу, подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в  обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости  и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при производстве по делу об административном  правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу  доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, лицо, совершившее  противоправное деяние, и его виновность. 

Действия (бездействие) Общества, не принявшего, несмотря на имевшуюся  возможность, всех зависящих от него мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйственной  деятельности, квалифицированы по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в  означенной сфере. 

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной  ответственности соблюдены. 

Право Общества на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано. 

Административное наказание назначено Обществу в соответствии и в пределах  санкции части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 


рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях порядке. 

Доводы законного представителя Общества Исхакова И.И. о нарушении правил  подсудности судьей Гайского городского суда Оренбургской области при рассмотрении  жалобы на постановление по делу безосновательны. 

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях жалоба генерального директора  ООО «Медногорский медно-серный комбинат» Исхакова И.И. на постановление  должностного лица Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора  по Оренбургской области подлежала разрешению по месту рассмотрения дела. 

Дело об административном правонарушении в отношении рассмотрено  должностным лицом названного органа, которое расположено по адресу: Оренбургская  область, город Гай, улица Молодежная, дом 4 В, относящемуся к юрисдикции Гайского  городского суда Оренбургской области. 

Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», в рассматриваемом случае неприменимы,  поскольку касаются порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях  в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 указанного Кодекса. 

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда  Российской Федерации 

постановил:

постановление начальника Восточного территориального отдела Управления  Роспотребнадзора по Оренбургской области от 05 апреля 2022 года № 78-22-18, решение  судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 05 сентября 2022 года,  решение судьи Оренбургского областного суда от 15 ноября 2022 года и постановление  судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2023 года,  вынесенные в отношении ООО «Медногорский медно-серный комбинат» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, жалобу законного представителя Общества Исхакова И.И. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.П. Александров