ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 48-АД22-10 от 05.09.2022 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 48-АД22-10-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 05 сентября 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу Вороновой ТВ. на вступившие в законную силу  постановление судьи Советского районного суда г. Челябинска от 01 декабря  2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 января 2022  года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 06 мая 2022 года, вынесенные в отношении Вороновой Татьяны  Викторовны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г. Челябинска  от 01 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи  Челябинского областного суда от 20 января 2022 года и постановлением судьи  Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 мая 2022 года,  Воронова ТВ. признана виновной в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнута административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 1 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Воронова Т.В. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении нее, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по  делу.

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим  выводам.


В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Вороновой Т В. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до  тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти  тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного Кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ  (в редакции от 23 июня 2020 года) «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее -  Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять  законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,  создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и  здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц,  находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4  Правил).


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила  поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной  ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на  территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во  исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом  «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года   № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б»  пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 названного  федерального закона («Обзор по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденный Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).

В связи с угрозой распространения в Челябинской области  коронавирусной инфекции (COVID-2019) Правительством Челябинской  области издано Распоряжение от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении  режима повышенной готовности» (далее также - Распоряжение от 18 марта  2020 года № 146-рп).

Подпунктом 4 пункта 18 Распоряжения от 18 марта 2020 года № 146-рп  на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной  защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах  общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках,  парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте,  включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою  работу, и других).

Из материалов дела следует, что постановлением судьи Советского  районного суда г. Челябинска от 01 декабря 2021 года, оставленным без  изменения решением судьи Челябинского областного суда от 20 января 2022  года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 06 мая 2022 года, Воронова Т.В. признана виновной в совершении  административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за то, что 18 октября 2021 года в 12  часов 54 минуты она находилась в месте общего пользования - магазине  «Пятерочка», расположенном по адресу: г.Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 66Б,  без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания,  чем нарушила подпункт 4 пункта 18 Распоряжения от 18 марта 2020 года   № 146-рп.


Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют  соответствующие положения Конституции Российской Федерации  применительно к институту административной ответственности физических и  юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего  административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении  которых не исполнено постановление о назначении административного  наказания.


Распоряжением Правительства Челябинской области от 31 мая 2022 года   № 424-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп» подпункт 4 пункт 18,  признан утратившим силу.

Таким образом, приведенные выше положения Распоряжения  Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп в части  обязанности граждан обязанность использовать средства индивидуальной  защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах  общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках,  парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте,  включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою  работу, и других), утратили силу.

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении Вороновой Т.В. административного наказания.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного  суда г. Челябинска от 01 декабря 2021 года, решение судьи Челябинского  областного суда от 20 января 2022 года и постановление судьи Седьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 06 мая 2022 года, вынесенные в  отношении Вороновой Татьяны Викторовны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат  отмене. Производство по делу об административном правонарушении  подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного  Кодекса.

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и


организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о  назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт  5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

постановил:

постановление судьи Советского районного суда г. Челябинска от 01  декабря 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 января  2022 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 06 мая 2022 года, вынесенные в отношении Вороновой  Татьяны Викторовны по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации .Б. Никифоров