ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 48-АД24-3 от 06.02.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 48-АД24-3-К7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 06 февраля 2024 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев  жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи  судебного участка № 2 Троицкого района Челябинской области от 17 мая 2023 года,  решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июня 2023 года  и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06  сентября 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Троицкого района  Челябинской области от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения решением  судьи Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июня 2023 года и  постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06  сентября 2023 года, ФИО1 признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на  срок 1 год 6 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1  выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном  правонарушении судебными актами, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о  допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов  жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации,  утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения, 

Правила), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, 


уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области  безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние  алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение  водителем транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. 

Как усматривается из материалов дела, 26 марта 2023 года в 07 часов 25 минут,  водитель ФИО1, управлявший на 18 километре автомобильной дороги  «Троицк - Степное» транспортным средством марки «Лада Калина», государственный  регистрационный знак <...> в нарушение требования пункта 2.3.2 Правил  дорожного движения Российской Федерации отказался выполнить законное  требование уполномоченного должностного лица органа государственного контроля  (надзора) в области безопасности дорожного движения о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими  оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок направления ФИО1 (имевшего внешние признаки опьянения и  отказавшегося пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения) на  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, предусмотренный  положениями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и пунктов 3, 8 Правил освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1882), соблюден. 

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации  (определение от 26 апреля 2016 года № 876-0) проведение медицинского  освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения  предполагает добровольное участие в этом данного лица. Отказ от выполнения  законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении такого  освидетельствования может выражаться любым способом - как в форме действия, так  и в форме бездействия, которые свидетельствуют о том, что водитель не намерен  проходить указанное освидетельствование, в частности, предпринимает усилия,  препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие  возможность его совершения. Соответственно, по смыслу части 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под  невыполнением водителем законного требования о прохождении медицинского  освидетельствования понимаются такие действия (бездействие) указанного лица,  которые объективно исключают возможность применения данной обеспечительной  меры. 

Аналогичная правовая позиция сформулирована в пункте 11 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса 

Российской Федерации об административных правонарушениях». 


Как установлено судами и подтверждается видеозаписью с фиксацией  применения в отношении ФИО1 мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, ФИО1 игнорирует неоднократно  заданные ему сотрудником полиции вопросы, согласен ли он (ФИО1) пройти  медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в том числе, после  разъяснения о том, что молчание будет квалифицировано как отказ от данного вида  освидетельствования, что уже свидетельствует о воспрепятствовании ФИО1  совершению в его отношении данного процессуального действия и образует  объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

При таких обстоятельствах заявленное ФИО1 в устной форме  согласие пройти данное освидетельствование после фиксации сотрудником ГИБДД  выраженного ФИО1 в описанной выше форме отказа в протоколе о  направлении на медицинское освидетельствования на состояние опьянения, с учетом  последующего его отказа учинить письменное добровольное согласие на прохождение  данной процедуры освидетельствования в означенном протоколе, не являлось  основанием для повторного направления ФИО1 на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по  делу об административном, разъяснены ФИО1 в процессе составления  протоколов о применении в его отношении мер обеспечения по делу об  административном правонарушении, равно как и юридические последствия его  молчания и отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. 

При составлении прокола об административном правонарушении ФИО1,  являвшийся действующим сотрудником правоохранительных органов, дал  письменные объяснения относительно существа вмененного правонарушения, что  свидетельствует о том, что он знал об объеме предоставленных ему законом прав и  данные права реализованы им по своему усмотрению. Оснований полагать о  нарушении права ФИО1 на защиту при производстве по делу не имеется. 

Непосредственно меры обеспечения производства по делу об  административном правонарушении в отношении ФИО1 произведены с  применением видеозаписи согласно требованиям части 2 статьи 27.12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не был проинформирован  должностным лицом ГИБДД о порядке освидетельствования с применением  технического средства измерения, безосновательны, поскольку согласно пункту 6  означенных выше Правил освидетельствования от 26 июня 2008 года № 475, данная  информация подлежит доведению до сведения лица перед проведением  освидетельствования, а не перед требованием о его прохождении. 

Между тем, как правомерно отмечено судами, от проведения  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения ФИО1 отказался. 

Протокол об административном правонарушении подписан должностным  лицом, его составившим, а доводы жалобы об обратном бездоказательны. 

Существенных нарушений норм процессуального закона при составлении  сотрудниками ГИБДД протокола об административном правонарушении и 

оформлении других материалов дела, которые не могли бы быть устранены при 


рассмотрении дела, нижестоящими судами не установлено. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном  правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу  доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, место совершения  противоправного деяния. 

Действия ФИО1, не содержащие уголовно наказуемого деяния,  квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в соответствии с установленными  обстоятельствами и нормами указанного Кодекса, а доводы настоящей жалобы  установленные судами обстоятельства и выводы о его виновности в совершении  указанного административного правонарушения не опровергают. 

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной  ответственности при вынесении постановления по делу об административном  правонарушении соблюдены. 

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии и в  пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях порядке, имеющие правовое значение для  разрешения дела доводы жалоб получили надлежащую оценку. 

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли  повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не  установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного  Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Троицкого района Челябинской  области от 17 мая 2023 года, решение судьи Троицкого районного суда Челябинской  области от 20 июня 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 06 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1  - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев