ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 49-АД22-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва 22 августа 2022 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу защитника Ахметова С.Ф., действующего в интересах Саидкулова Саидбека Ботур угли, на вступившие в законную силу постановление судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 № 5-151/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.09.2019 № 44а-1379/2019, состоявшиеся в отношении Саидкулова Саидбека Ботур угли (далее - ФИО1.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 № 5-151/2018, оставленным без изменения постановлением исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.09.2019 № 44а-1379/2019, гражданин Республики Узбекистан ФИО1. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением его в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от
[A1] В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке применения положений, содержащихся в части 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Ахметов СФ. ставит вопрос об отмене принятых в отношении Саидкулова СБ. судебных актов, полагая их незаконными.
Изучение дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1. к административной ответственности) уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения ФИО1. постановлением судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 № 5-151/2018, оставленным без изменения постановлением исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.09.2019 № 44а-1379/2019, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный 02.12.2018 факт уклонения ФИО1., являющегося гражданином Республики Узбекистан, от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, назначенного постановлением судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.08.2018 № 5-82/2018 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 названного Кодекса.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), письменным объяснением ФИО1., в котором он указал, что не выехал за пределы Российской Федерации по причине необходимости заработать денежные средства (л.д. 5), справкой, содержащей сведения о лице (л.д. 9-20), протоколом задержания (л.д. 21), копией постановления судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.08.2018 № 5-82/2018 (л.д. 22-25), а также
иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами
[A2] дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФИО1. квалифицировано по части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и миграционного законодательства.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящей жалобе защитник Ахметов СФ. заявляет о том, что назначенное ФИО1. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет серьезное вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, со ссылкой на то, что на территории Российской Федерации проживают его жена и сын, являющиеся гражданами Российской Федерации.
Данные доводы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов не могут.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.03.2014 № 628-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях» пришел к выводу о том, что семья и
[A3] семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 года по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЪби1аг12, СаЬа1ез апс! Ва1капс1аП) против Соединенного Королевства", § 68; от 19 февраля 1996 года по делу 'Тюль (Ои1) против Швейцарии", § 38; от 10 марта 2011 года по делу "ФИО2 (Кш1т) против России", § 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов", § 28; от 24 апреля 1996 года по делу "Бугханеми (Вои§папегш) против Франции", § 41; от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди (Е1 Воп)а1си) против Франции", § 39; от 18 октября 2006
года по делу "Юнер (Упег) против Нидерландов", § 54; от 06 декабря 2007 года
[A4] по делу "Лю и Лю (Ьш апё Еш) против России", § 49; решение от 09 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Апёгеу 8ЬеЬазЬоу) против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении ФИО1. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях судьей межрайонного суда соблюдены.
б
Обстоятельства, на которые заявитель ссылается в настоящей жалобе в обоснование довода о том, что назначение ФИО1. дополнительного наказания повлечет вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, не служат безусловным основанием к изменению судебных постановлений в части исключения данного наказания.
Как правильно отмечено нижестоящими судебными инстанциями объективных данных, свидетельствующих о том, что у ФИО1. сложились устойчивые семейные отношения с гражданами Российской Федерации на ее территории, не имеется.
При составлении 02.12.2018 протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в суде первой инстанции ФИО1. не указывал на наличие родственных связей с гражданами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1. въехал на территорию Российской Федерации в марте 2015 года, зная о том, что срок его законного пребывания на территории Российской Федерации истек, с территории Российской Федерации не выехал, неоднократно привлекался к административной ответственности в связи с совершением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.2, частью 3.1 статьи 12.5, частью 1 статьи 18.8, частью 1.1 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие у привлекаемого к административной ответственности лица ребенка, родившегося ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации, равно как и заключение ФИО1. 01.04.2019 (то есть позднее совершения вменяемого по настоящему делу деяния) в Республике Узбекистан брака с гражданкой Российской Федерации ФИО4., безусловными основаниями для применения положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не являются.
ФИО1. незаконно пребывал на территории Российской Федерации длительное время, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Изложенное в совокупности позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемых постановлений в части назначенного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы
Российской Федерации.
[A5] Назначение Саидкулову СБ. административного наказания в виде административного выдворения основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 № 5-151/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.09.2019 № 44а-1379/2019, состоявшиеся в отношении Саидкулова Саидбека Ботур угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ахметова СФ., действующего в интересах Саидкулова Саидбека Ботур угли, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров