ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД19-210 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД19-210

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10 сентября 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Зангиевой А.Ш., действующей в интересах  ФИО1, на вступившие в законную силу  постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 24 августа  2016 года и постановление заместителя председателя Московского городского  суда от 01 марта 2019 года, вынесенные в отношении гражданина Республики  Узбекистан ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 24  августа 2016 года гражданин Республики Узбекистан ФИО1 признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме  контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. 

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда  от 01 марта 2019 года указанное постановление изменено, действия ФИО1 переквалифицированы с части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 18.8  указанного Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года   № 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в  размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской 


Федерации. В остальной части названный судебный акт оставлен без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Зангиева А.Ш. просит изменить вынесенные в отношении ФИО1  судебные акты, исключить дополнительное наказание в виде выдворения за  пределы Российской Федерации. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим  выводам. 

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) предусмотрена ответственность за  нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил  въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в  Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил  въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета,  передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства,  транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении  обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в  Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом. 

В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1,  1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения  Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области,  влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений  иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в  Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской  Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе  и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской  Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются  Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными  нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности  участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность  иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской  Федерации. 

Как следует из положений названного Федерального закона и  неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том  числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О, от 29 сентября 


2011 года № 1297-0-0, необходимыми элементами единой системы  миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и  снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение  определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на  принимающую его сторону. 

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18  июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе  регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также  фиксацию иных сведений, установленных данным Федеральным законом. 

Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан  встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые  установлены в соответствии с названным Федеральным законом или  международным договором Российской Федерации (часть 1 статьи 20  Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ). 

Согласно статье 21 указанного Федерального закона если иное не  установлено названным законом, основанием для учета по месту пребывания  является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в  месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного  иностранного гражданина места жительства (часть 1). Учет по месту  пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного  гражданина в месте пребывания в учетных документах органа,  осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной  информационной системе миграционного учета (часть 2). 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23  августа 2016 года в 15 часов 00 минут при проверке миграционного  законодательства сотрудниками ОМВД России по району «Бирюлево- Восточное» г. Москвы по адресу: г. <...>  (помещение консьержа) был выявлен гражданин Республики Узбекистан  ФИО1, который был поставлен на миграционный учет по адресу: г.  <...>, однако фактически проживал по  адресу: г. <...> (помещение консьержа) без  постановки на учет, чем нарушил требования статей 20, 21, 22 Федерального  закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, в том числе рапортом сотрудника ОМВД (л .д. 1),  протоколом о доставлении лица совершившего административное  правонарушение (л.д. 2), протоколом об административном задержании (л.д. 3),  протоколом об административном правонарушении (л.д. 4), объяснениями  ФИО1 (л.д. 5), а также иными материалами дела, получившими оценку  по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего 


анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт,  что ФИО1 нарушил правила миграционного учета и находился на  территории Российской Федерации незаконно. 

Действия названного лица квалифицированы по части 3 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного  Кодекса. 

Доводы жалобы о том, что материалами дела не доказано проживание  ФИО1 по адресу: г.<...> (помещение  консьержа) более семи суток, подлежат отклонению. 

Из объяснений названного лица следует, что он прибыл в Российскую  Федерацию с целью заработка денежных средств. В городе Москве был  зарегистрирован по адресу: ул. <...>, однако по  данному адресу фактически не проживал. На момент проведения проверки  проживал по адресу: г. <...> (помещение  консьержа). По этому адресу не зарегистрирован, никаких документов для  оформления регистрации не подавал, (л.д. 5). 

При рассмотрении дела судьей районного суда после разъяснения прав,  предусмотренных в том числе, статьей 51 Конституции Российской Федерации,  ФИО1 дал аналогичные показания, признав вину в совершении  вмененного административного правонарушения (л.д. 21, 22). 

Согласно материалам настоящего дела и вопреки доводам жалобы  помещение консьержа, расположенное по вышеуказанному адресу,  оборудовано под проживание (л.д.4, 16). 

Право ФИО1 на защиту при производстве по делу не нарушено.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Административное наказание назначено названному лицу в пределах части  3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда  действия ФИО1 с учетом положений части 2 статьи 1.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  квалифицированы по части 3 статьи 18.8 указанного Кодекса в редакции закона  от 28 декабря 2016 года № 490-ФЗ. 

При назначении наказания заместителем председателя Московского  городского суда были учтены характер административного правонарушения,  личность виновного и другие имеющие правовое значение обстоятельства  данного дела. 


Назначение дополнительного наказания основано на данных,  подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры  ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям  административного наказания, связанным с предупреждением совершения  новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при  рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 24 августа  2016 года и постановление заместителя председателя Московского городского  суда от 01 марта 2019 года, вынесенные в отношении гражданина Республики  Узбекистан ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу защитника Зангиевой А.Ш., действующей в интересах ФИО1, - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров