ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-134 от 18.01.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 5-АД20-134

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 18 января 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу с дополнением ФИО1 на  вступившие в законную силу постановление от 11.07.2019 № 655/02/2018,  вынесенное заместителем главного государственного инспектора в городе  Москве по использованию и охране земель, решение судьи Бабушкинского  районного суда города Москвы от 11.11.2019 № 12-1432/19, решение судьи  Московского городского суда от 18.02.2019 № 7-2054/2020, постановление  судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 № 16- 4143/20, состоявшиеся в отношении ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 11.07.2019 № 655/02/2018, вынесенным заместителем  главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и  охране земель (далее также - постановление должностного лица), ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

Решением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы  от 11.11.2019 № 12-1432/19, оставленным без изменения решением судьи  Московского городского суда от 18.02.2019 № 7-2054/2020 и постановлением  судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 № 16- 4143/20, постановление должностного лица изменено: уточнено описание 


объективной стороны вменяемого Животову А.М. деяния. В остальной части  названный акт оставлен без изменения. 

Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2020  названные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке  применения положений, содержащихся в части 4 статьи 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми  установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же  основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения  по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление,  не допускаются, ФИО1 выражает несогласие с указанными актами,  вынесенными в отношении него по данному делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности и ссылаясь на  постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2020   № 42-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с  жалобой гражданки ФИО2», содержащее правовые позиции по  применению, в частности, названной статьи указанного Кодекса. 

Данным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации  часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях признана не соответствующей Конституции Российской  Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3),  постольку, поскольку неопределенность действующего правового  регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель)  земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его  разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид  разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного  осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый  государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании,  создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого  собственника (правообладателя) к административной ответственности за  использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с  его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным  использованием. 

В числе иного постановлением Конституционного Суда, Российской  Федерации от 16.10.2020 № 42-П установлено, что впредь до внесения в  законодательство необходимых изменений - принимая во внимание, что в  демократическом правовом государстве, высшей ценностью которого являются  человек, его права и свободы (статья 2 Конституции Российской Федерации),  неустранимые сомнения в правовом регулировании публичных 


(административных) отношений, сопряженные с возможностью привлечения к  ответственности за его нарушение частных лиц, не предполагают, по общему  правилу, допустимость расширительного толкования юридических  обязанностей таких лиц (постановление Конституционного Суда Российской  Федерации от 30.03.2018 № 14-П), - собственники (правообладатели)  земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо  сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они  в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих  им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их  разрешенного использования. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя с дополнением к ней позволяет прийти к  следующим выводам. 

Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения ФИО1 к административной ответственности) следует,  что земли в Российской Федерации, подразделяемые по целевому назначению  на указанные в пункте 1 этой статьи категории, используются в соответствии с  установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и  разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.  Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием  территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений  и процедур согласования. 

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные  участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не  должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному  объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом,  федеральными законами. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях использование земельного участка 


не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или  иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость  земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой  стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на  должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью  1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, послужили выводы заместителя главного государственного  инспектора в городе Москве по использованию и охране земель и  согласившихся с ним судебных инстанций (с учетом внесенных судьей  районного суда изменений в описание объективной стороны вменяемого  деяния) об использовании названным лицом земельного участка,  расположенного по адресу: г. <...> (кадастровый  номер: <...>, далее также - земельный участок), с нарушением  установленного вида разрешенного использования «для эксплуатации  административного здания» ввиду использования принадлежащих ему  помещений в находящемся на данном земельном участке здании для  размещения и эксплуатации многофункционального центра предоставления  государственных услуг г. Москвы. Согласно классификатору видов  разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом  Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, вид разрешенного  использования земельного участка «для эксплуатации административного  здания» отнесен к коду 4.1 «деловое управление», в то время как для  размещения и эксплуатации многофункционального центра предоставления  государственных услуг предусмотрен вид разрешенного использования с кодом  3.8 «общественное управление». 

Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду  следующего. 

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены  основные принципы законодательства о градостроительной деятельности,  включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на  основе территориального планирования, градостроительного зонирования и  планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе 


документов территориального планирования, правил землепользования и  застройки и документации по планировке территории (пункт 4). 

Обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и  градостроительного законодательства, федеральный законодатель раскрывает в  Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и  Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие  территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки  определены границы и установлен градостроительный регламент,  закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей  территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.  Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской  Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима  земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с  учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности  территориального сочетания различных видов использования (жилого,  общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и  обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами,  землепользователями и землевладельцами (постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 16.10.2020 № 42-П). 

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в  отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей  территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном  порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования  земельных участков (часть 6 статьи 30), среди которых могут быть основные  виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования;  вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в  качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного  использования и условно разрешенным видам использования и  осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37). 

Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП  утверждены правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила землепользования и застройки). 

Из пункта 3.2.1 Правил землепользования и застройки следует, что в целях  градостроительного зонирования территории города Москвы в составе этих  Правил устанавливаются и указываются на картах градостроительного  зонирования, в числе иного, буквенные обозначения территориальных зон и  подзон территориальных зон сохраняемого землепользования (индекс «Ф»),  а также территорий, для которых градостроительный регламент не  устанавливается (индекс «Н»); числовые обозначения кодов видов  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства, указанных в таблице 1. 


В абзацах первом и втором пункта 3.2.2 Правил землепользования и  застройки определено, что виды разрешенного использования земельных  участков и объектов капитального строительства, указанные в этих Правилах,  приведены в таблице 1. Указанные виды разрешенного использования  земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на  основании приказа Министерства экономического развития Российской  Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов  разрешенного использования земельных участков», а также с учетом  постановления Правительства Москвы от 21.05.2015 № 3 06-1111  «О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе  Москве». 

Согласно пункту 3.3.2 Правил землепользования и застройки во всех  территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое  использование - индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства  устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных  участков и объектов капитального строительства, сведения о которых  содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. 

При этом, как следует из пункта 3.3.4 Правил землепользования и  застройки, к числу вспомогательных видов разрешенного использования  земельных участков и объектов капитального строительства для всех  территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в  пункте 3.3.6 данных Правил, относится вид разрешенного использования с  кодом, в частности, 3.8.1 ( № 20), если иное не установлено требованиями  нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов,  иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством  Российской Федерации. 

Согласно Перечню видов разрешенного использования земельных  участков и объектов капитального строительства (таблица 1 Правил  землепользования и застройки) вид разрешенного использования с кодом 3.8.1  предусмотрен для размещения объектов капитального строительства,  предназначенных для размещения органов государственной власти,  государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления,  судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их  деятельность. 

При рассмотрении данного дела было установлено, что согласно письму от  11.10.2018 департамента городского имущества г. Москвы о предоставлении  информации земельный участок с кадастровым номером № <...>  расположен в границах территориальной зоны с индексом 15110183, для  которой предусмотрены виды разрешенного использования, перечисленные в  данном документе (л.д. 62). 


Распоряжением департамента городского имущества города Москвы  от 12.10.2017 № 33927, копия которого приобщена к материалам дела,  установлена цель предоставления земельного участка с кадастровым номером   №<...> «для эксплуатации зданий в соответствии с установленным  разрешенным использованием» и виды разрешенного использования  земельного участка, в числе которых значится такой вид разрешенного  использования как «деловое управление» (код 4.1) - земельные участки,  предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого  назначения (л.д. 91-93). 

Исходя из изложенного, должностным лицом Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и  судебными инстанциями сделан вывод о том, что ФИО1 нарушены  требования Земельного кодекса Российской Федерации об использовании  земельного участка по целевому назначению в соответствии с установленным  разрешенным использованием ввиду осуществления в принадлежащем ему  помещении в здании, находящемся на земельном участке, деятельности  многофункционального центра предоставления государственных услуг  г. Москвы (вид разрешенного использования с кодом 3.8 «общественное  управление»). 

Между тем при рассмотрении настоящего дела не были исследованы и  не получили оценку имеющие правовое значение обстоятельства, связанные с  тем, применимы ли к данной правовой ситуации нормативные положения  Правил землепользования и застройки (в частности, пункты 3.3.4 и 3.3.6),  а также соблюдены ли в рассматриваемом случае условия, при наличии  которых применение вспомогательных видов разрешенного использования  являлось бы допустимым (пункт 3.3.5 Правил землепользования и застройки). 

Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным  статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях задачам производства по делам об административных  правонарушениях. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в  случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 


В связи с изложенным решение судьи Бабушкинского районного суда  города Москвы от 11.11.2019 № 12-1432/19, решение судьи Московского  городского суда от 18.02.2019 № 7-2054/2020, постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 № 16-4143/20,  состоявшиеся в отношении Животова А.М. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 названного Кодекса,  подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье  Бабушкинского районного суда города Москвы. 

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду  следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные  доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в  их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы  материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное  решение. 

Содержащиеся в повторно поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобе (с дополнением) доводы, в том числе со ссылками на  конституционно-правовой смысл норм, выявленный Конституционным Судом  Российской Федерации в постановлении от 16.10.2020 № 42-П «По делу о  проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки  ФИО2», подлежат проверке при новом рассмотрении деда судом. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от  11.11.2019 № 12-1432/19, решение судьи Московского городского суда  от 18.02.2019 № 7-2054/2020, постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 02.06.2020 № 16-4143/20, состоявшиеся в отношении  ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Направить данное дело об административном правонарушении  в отношении ФИО1 на новое рассмотрение в  Бабушкинский районный суд города Москвы. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров