ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-56 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД20-56

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва р& июня 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «Интерком» Маркина В.Г. на вступившие в законную силу постановление  мирового судьи судебного участка № 388 Красносельского района города  Москвы от 16 мая 2019 года, решение судьи Мещанского районного суда  города Москвы от 09 июля 2019 года и постановление заместителя  председателя Московского городского суда от 06 ноября 2019 года, вынесенные  в отношении общества с ограниченной ответственностью «Интерком» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 388  Красносельского района города Москвы от 16 мая 2019 года, оставленным без  изменения решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 09  июля 2019 года и постановлением заместителя председателя Московского  городского суда от 06 ноября 2019 года, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Маркин В.Г. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении  общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, считая их незаконными, производство по делу прекратить. 


Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) неуплата административного штрафа в  срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение  административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного  административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо  административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные  работы на срок до пятидесяти часов. 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административный штраф должен быть  уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной  ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления  постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за  исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 указанной  статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,  предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, постановлением заместителя председателя Комитета города  Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве  и контролю в области долевого строительства от 09 августа 2018 года общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 10- 13). 

Названное постановление должностного лица вступило в законную силу 22  января 2019 года. 

Отсрочка (рассрочка) исполнения постановления о назначении  административного наказания не предоставлялись. 

В срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, административный штраф  не уплачен. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества  к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении,  копиями постановления от 09 августа 2018 года о привлечении общества к  административной ответственности на основании части 3 статьи 14.28 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, решения 


Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2018 года об отказе в  удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества о признании  незаконным и отмене названного постановления о привлечении общества к  административной ответственности и постановления Девятого арбитражного  апелляционного суда от 22 января 2019 года об оставлении указанного решения  без изменения, извещением о составлении протокола об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и иными материалами  дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно,  объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного  административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не  уплатившее административный штраф в установленный срок, виновность  указанного лица в совершении административного правонарушения, иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 

Доводы жалобы об отсутствии в деянии общества состава  административного правонарушения со ссылками на нормы Федерального  закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее - Закон о банкротстве) подлежат отклонению. 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о  банкротстве устанавливает основания для признания должника  несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия  проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения,  возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме  требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве). 

Статьей 2 Закона о банкротстве к обязательным платежам отнесены, в том  числе, административные штрафы. 

В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в  целях данного закона под текущими платежами понимаются денежные  обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате  труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и  обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании  должника банкротом, если иное не установлено данным законом. 

Согласно пункту 2 названной статьи требования кредиторов по текущим  платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы  по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, 


применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в  деле о банкротстве. 

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и  пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве текущими являются только денежные  обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о  банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи,  возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их  исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием  Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»). 

Таким образом, квалификация требования об уплате административного  штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения. 

Данный правовой подход выражен в определениях Верховного Суда  Российской Федерации, принятых по конкретным делам, например, в  определении от 17 декабря 2014 года № 304-ЭС14-5000, в определении от 09  февраля 2015 года № 307-КГ14-2426 и сформулирован в Обзоре судебной  практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах  о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20  декабря 2016 (пункт 7), в котором, в числе прочего, отмечено, что штрафы,  назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой  ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности  (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые  предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской  Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее  правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве. 

Из материалов дела следует, что заявление кредитора - общества с  ограниченной ответственностью «ЖК-ПРАВО» о признании общества  банкротом принято Арбитражным судом города Москвы 21 июля 2015 года. 

В рассматриваемом случае административное правонарушение,  предусмотренное частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, совершено обществом 09 августа 2018  года, данный платеж (административный штраф в размере 50 000 рублей)  являлся текущим и подлежал погашению вне реестра требований кредиторов. 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 


При рассмотрении дела заместителем председателя Московского  городского суда обоснованно отмечено, что в соответствии со статьей 31.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у  общества имелась возможность своевременно, до истечения установленного  частью 1 статьи 32.2 названного Кодекса срока, обратиться к должностному  лицу, вынесшему постановление о привлечении к административной  ответственности, с заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты назначенного  штрафа, однако данным правом оно не воспользовалось. 

Вопреки доводам жалобы нарушения подсудности рассмотрения  настоящего дела мировым судьей судебного участка № 388 Красносельского  района города Москвы допущено не было. 

Распоряжением председателя Мещанского районного суда города Москвы  от 29 марта 2019 года обязанность по рассмотрению дел, в том числе, об  административных правонарушениях, подсудных мировому судье судебного  участка № 383 Мещанского районного суда города Москвы (к подсудности  которого относится адрес (место нахождения) общества), возложена на  мирового судью судебного участка № 388 Красносельского района города  Москвы на период с 01 апреля по 30 июня 2019 года (л.д. 44). 

Постановление о привлечении общества к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с  соблюдением срока давности привлечения к административной  ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. 

Административное наказание назначено названному лицу в пределах,  установленных санкцией части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5,  4.1 указанного Кодекса. 

Ссылки в жалобе на постановление Верховного Суда Российской  Федерации от 20 февраля 2017 года № 5-АД16-229 не могут быть приняты во  внимание, так как каждое дело об административном правонарушении  рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных  доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 388 Красносельского  района города Москвы от 16 мая 2019 года, решение судьи Мещанского 


районного суда города Москвы от 09 июля 2019 года и постановление  заместителя председателя Московского городского суда от 06 ноября 2019 года,  вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Интерком» по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с  ограниченной ответственностью «Интерком» Маркина В.Г. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров