ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-59 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД20-59

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва У> июня 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Романцова Р.М., действующего в интересах  государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации  московских водоотводящих систем «Мосводосток», на вступившие в законную  силу постановление от 07.11.2016 № 11-35/1914, вынесенное государственным  инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по  Центральному федеральному округу, решение судьи Зеленоградского  районного суда города Москвы от 03.04.2018 № 12-132/2018, решение судьи  Московского городского суда от 22.06.2018 № 7-6385/2018 и постановление  заместителя председателя Московского городского суда от 06.05.2019 № 4а- 706/2019, состоявшиеся в отношении государственного унитарного  предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих  систем «Мосводосток» (далее - предприятие) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 07.11.2016 № 11-35/1914, вынесенным  государственным инспектором Российской Федерации в области охраны  окружающей среды по Центральному федеральному округу (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением  судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 03.04.2018 № 12- 132/2018, решением судьи Московского городского суда от 22.06.2018 № 7- 6385/2018 и постановлением заместителя председателя Московского  городского суда от 06.05.2019 № 4а-706/2019, предприятие признано виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Романцов Р.М. просит об отмене названных выше актов, вынесенных в  отношении предприятия по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении,  ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда  Российской Федерации приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской  Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в  редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения предприятия к административной  ответственности) сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых  радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для  здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого  воздействия на водные объекты, запрещается. 

Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что нарушение требований к  охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и  (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45  указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан  в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц  - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати  тысяч до сорока тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  предприятия к административной ответственности в соответствии с данной  нормой Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном  правонарушении и в обжалуемых актах выводы о том, что предприятием  допущен сброс сточных вод с городских очистных сооружений ОС ФНС  «Зеленоград-1» в реку Сходня, в результате чего превышены концентрации  загрязняющих веществ по показателям: ион аммония, нефтепродукты, БПК5  над установленными предельно допустимыми концентрациями загрязняющих  веществ в водоемах рыбохозяйственного назначения. 


Между тем указанные выводы являются преждевременными ввиду  следующего. 

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях задачами производства по делам  об административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. При этом  статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим  обязательному выяснению по делу об административном правонарушении,  отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1  названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к  административной ответственности и предусматривающей необходимость  доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического)  лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного  Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и  должностных лиц, осуществляющих производство по делу об  административном правонарушении, оценивать доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и  объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности,  направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской  Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и  имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к  административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических  лиц) при отсутствии их вины. 

Не соглашаясь с составленным в отношении предприятия протоколом об  административном правонарушении защитником Разиновой Н.Н. в названном  процессуальном документе сделана запись, согласно которой качество  очищенных сточных вод на спорном водовыпуске не соответствовало  нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ,  установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, в пределах  погрешности метода измерения. 

В ходе рассмотрения данного дела в жалобах на постановление  должностного лица и судебные акты, состоявшиеся по результатам его  обжалования, защитник Романцов Р.М. последовательно указывал на то, что  согласно акту обследования территории (акватории) от 30.08.2016 № 1859 


вблизи здания, находящегося по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул.  Филаретовская, д. 1, стр. 1, осуществляется сброс сточных вод в реку Сходня из  бетонного коллектора. При этом нарушений природоохранных требований  административным органом в названном акте от 30.08.2016 зафиксировано не  было, пробы воды для химического анализа не отбирались. 

Выводы о допущенном предприятием нарушении требований к охране  водных объектов сделаны должностным лицом Департамента  Росприроднадзора по Центральному федеральному округу исходя из  предоставленного предприятием протокола № 1208 количественного  химического анализа сточной воды на выходе из очистных сооружений ОС  ФНС «Зеленоград-1» по указанному водовыпуску, датированного 12.04.2016,  при этом не была учтена неопределенность (погрешность) измерений  концентраций веществ в сточных водах. 

Настаивая на том, что состав вменяемого административного  правонарушения в деянии предприятия отсутствует, заявитель поданных по  делу жалоб приводил, в числе иных, доводы о том, что согласно упомянутому  протоколу от 12.04.2016 № 1208 предприятие осуществляло сброс иона  аммония и нефтепродуктов в составе сточных вод с обеспечением предельно  допустимых концентраций этих веществ (с учетом погрешности), а также  ссылался на отсутствие нормативно установленного показателя БПК5  (пятисуточное биохимическое потребление кислорода) в сточных водах на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  возбуждения данного дела. 

Судебные инстанции, рассмотревшие жалобы на постановление  должностного лица, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащим  образом не проверили обстоятельства, на которые указывалось защитниками  предприятия Разиновой Н.Н. при составлении протокола об административном  правонарушении и Романцовым Р.М. при обжаловании вынесенного  постановления о назначении предприятию административного наказания и  которые имеют существенное правовое значение для разрешения данного дела. 

Приведенные выше и иные доводы защитников предприятия вопреки  требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях о привлечении лица к административной  ответственности только за те административных правонарушения, в отношении  которых установлена его вина, не получили и должной правовой оценки  заместителя председателя городского суда. Так, в обжалуемом постановлении  от 06.05.2019 № 4а-706/2019 расчет сравниваемых норм погрешностей также  произведен неверно. 


В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение  в случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

С учетом изложенного, постановление заместителя председателя  Московского городского суда от 06.05.2019 № 4а-706/2019, состоявшееся в  отношении предприятия по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, не может быть признано законным и  обоснованным и подлежит отмене. 

Дело об административном правонарушении в отношении предприятия в  соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса  подлежит направлению в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.13  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во  Второй кассационный суд общей юрисдикции на новое рассмотрение. 

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду  следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные  доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в  их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и, правильно применив нормы  материального и процессуального права, учтя нормы статьи 1.5 названного  Кодекса, вынести законное и обоснованное решение. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя председателя Московского городского суда от  06.05.2019 № 4а-706/2019, принятое в отношении государственного унитарного  предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих  систем «Мосводосток» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 


Данное дело об административном правонарушении направить во Второй  кассационный суд общей юрисдикции на новое рассмотрение в порядке,  предусмотренном статьями 30.12 - 30.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров