ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-62 от 16.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД20-62

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва У/В июня 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «ПИК-Индустрия»  Суховой А.А. на вступившие в законную силу постановление начальника  Управления рассмотрения дел и обращений Московской административной  дорожной инспекции от 23 ноября 2018 года, решение судьи Останкинского  районного суда города Москвы от 12 марта 2019 года, решение судьи  Московского городского суда от 14 мая 2019 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2019 года,  состоявшиеся в отношении акционерного общества «ПИК-Индустрия» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях» (далее - Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях), 

установил:

постановлением начальника Управления рассмотрения дел и обращений  Московской административной дорожной инспекции от 23 ноября 2018 года,  оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда  города Москвы от 12 марта 2019 года, решением судьи Московского  городского суда от 14 мая 2019 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2019 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 8.25 Кодекса города Москвы об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 300 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Сухова А.А. ставит вопрос об отмене актов, принятых в отношении общества 


по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы  об их незаконности. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 8.25 Кодекса города Москвы об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) размещение транспортных средств на  газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч  рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, 17 ноября 2018 года в 17 часов  13 минут транспортное средство марки «Тоуо1а Н1§Ыапс1ег», государственный  регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого  является общество, было размещено по адресу: город Москва, Малахитовая  улица, дом 1 на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями. 

Согласно постановлению должностного лица от 23 ноября 2018 года  указанное административное правонарушение зафиксировано средством  фотосъемки ПАК «ПМ» (программно-аппаратный комплекс «Помощник  Москвы»), свидетельство о поверке действительно до 20 июля 2019 года. 

На основании данных, полученных в результате работы названного  комплекса, общество привлечено к административной ответственности без  составления протокола об административном правонарушении. 

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник  общества обжаловал его в установленном порядке, заявляя о том, что в момент  фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме  транспортное средство «ТоуоШ НщЫапдег», государственный регистрационный  знак <...>, находилось во владении и пользовании С. на основании заключенного с последним договора аренды транспортного средства  от 01 октября 2018 года. 

Отклоняя эти доводы судебные инстанции мотивировали свои выводы тем,  что представленные обществом документы не являются доказательствами,  достоверно свидетельствующими о том, что в момент фиксации  административного правонарушения названное транспортное средство выбыло  из владения (пользования) общества. 

С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.

Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что к административной  ответственности за административные правонарушения в области дорожного 


движения и административные правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации,  совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи  привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 

В силу части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в случае выявления административного  правонарушения, предусмотренного главой 12 данного Кодекса, или  административного правонарушения в области благоустройства территории,  предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с  использованием транспортного средства либо собственником или иным  владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости,  зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме  специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае  подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 указанного Кодекса  содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца)  транспортного средства данных о том, что в момент фиксации  административного правонарушения транспортное средство находилось во  владении или в пользовании другого лица, протокол об административном  правонарушении не составляется, а постановление по делу об  административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении, и  оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 названного Кодекса. 

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что собственник  (владелец) транспортного средства освобождается от административной  ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу  об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3  статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней  данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения  транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого  лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате  противоправных действий других лиц. 

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением  случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. 

При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3  этой статьи не распространяется на административные правонарушения, 


предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные  правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные  законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием  транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка  либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих  административных правонарушений работающими в автоматическом режиме  специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и  киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. 

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного  средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться  доверенность на право управления транспортным средством другим лицом,  полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению  данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга  транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно  управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного  правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее  установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть  исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в  совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях»). 

Аналогичная позиция выражена в пункте 27 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел  об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции,  действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы). 

При этом Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на  любой стадии производства по делу об административном правонарушении. 

В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства «Тоуо1а  НщЫапёег», государственный регистрационный знак <...>, в момент  фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица в  материалах настоящего дела содержатся: копии договора аренды  транспортного средства без экипажа от 01 октября 2018 года, заключенного  между обществом и С. на срок 9 месяцев, с возможностью пролонгации на следующий календарный год, акта приема-передачи  транспортного средства, на основании которых указанное транспортное  средство передано в возмездное временное владение и пользование С., копии страхового полиса ОСАГО, согласно которому к управлению указанным транспортным средством допущено неограниченное количество 


лиц, квитанции и кассового чека об оплате по вышеназванному договору  аренды в сумме 30000 рублей. 

Кроме того, в судебном заседании судьи районного суда в качестве  свидетеля был допрошен С. подтвердивший управление вышеназванным транспортным средством 17 ноября 2018 года и размещение  автомобиля на газоне. 

Данные доказательства надлежащей оценки судебных инстанции не  получили, в судебных актах указано только на то, что они не свидетельствуют о  несовершении обществом вмененного ему административного  правонарушения. 

Более того, в нарушение требований статьи 26.1 указанного Кодекса  судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный  комплекс «Помощник Москвы» к специальным техническим средствам,  имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и  киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли  указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека  (оператора). 

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях задачам  производства по делам об административных правонарушениях. 

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обеспечение законности при применении  мер административного принуждения предполагает не только наличие  законных оснований для применения административного наказания, но и  соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к  административной ответственности. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в  случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях истечение  сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра  постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по  делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

В связи с изложенным, решение судьи Останкинского районного суда 


города Москвы от 12 марта 2019 года, решение судьи Московского городского  суда от 14 мая 2019 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 12 декабря 2019 года подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Останкинского районного суда  города Москвы. 

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует всесторонне,  полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности,  учтя при этом разъяснения, содержащиеся в пункте 26 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел  об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях». 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 12 марта  2019 года, решение судьи Московского городского суда от 14 мая 2019 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12  декабря 2019 года, вынесенные в отношении акционерного общества «ПИК- Индустрия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях», отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Останкинский районный суд  города Москвы. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров