ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-73 от 23.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД20-73

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 23 июля 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу с дополнениями защитника Жигунова О.А., действующего  на основании ордера в интересах Каца Л. на вступившие в законную силу  постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 мая 2019  года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  28 января 2020 года, вынесенные в отношении Каца Леонида по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 мая  2019 года, оставленным без изменения постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2020 года, гражданин  Израиля Кац Л. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской  Федерации. 

В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, защитник Жигунов О.А. просит изменить названные акты,  вынесенные в отношении Каца Л. по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, исключив из них  назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 


Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Каца Л. к  административной ответственности) установлена административная  ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации,  выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов  в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении  от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока  пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого  деяния. 

В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью  1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве  или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области,  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее -Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002  года № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока  действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного  настоящим Федеральным законом или международным договором Российской  Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных  сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания,  либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или  вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы,  необходимые для получения им разрешения на временное проживание в  порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у  него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в 


гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного  носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона  от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или  заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом  исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство  работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного  гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного  специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о  продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому  высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2  настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно- заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный  гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном  факультете по дополнительной общеобразовательной программе,  обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных  профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной  организации), о продлении срока временного пребывания в Российской  Федерации такого иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ)  иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию  Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с  соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда  из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в  Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда  через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися  на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой  системы. Если международным договором Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила  международного договора. 

В силу пункта 1 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской  Федерации и Правительством Израиль об отказе от визовых требований при 


взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан государства  Израиль от 20 марта 2008 года, граждане государства одной Стороны,  являющиеся владельцами действительных паспортов (за исключением  дипломатических и служебных), дающих право на пересечение границы (далее  именуемые паспортами), могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и  пребывать на территории государства другой Стороны без виз девяносто (90)  дней в течение периода в сто восемьдесят (180) дней. 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается,  что 17 мая 2019 года в 09 часов 00 минут в ходе проведения проверки  соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: г. Москва,  ул. <...> выявлен гражданин Израиля Кац Л.,  допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных  граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  рапортом старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Красносельскому  району г. Москвы (л.д. 2); копией паспорта Каца Л. (л.д. 3); данными из базы  данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 4); письменными объяснениями  Каца Л. (л.д. 5); дактилоскопической картой (л.д. 9), которые оценены в  совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, совершенное Кацем Л. деяние образует объективную  сторону состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении Каца Л. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела  имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части  назначенного наказания. 


Санкция части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти  тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). При назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу,  в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в  качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и  частных интересов в рамках административного судопроизводства. 

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях данный Кодекс основывается на  Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах  международного права и международных договорах Российской Федерации. 

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной  и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных  властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое  вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом  обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и  свобод других лиц. 

В ходе производства по делу об административном правонарушении,  защитники Каца Л. последовательно заявляли, что он (Кац Л.) состоит в  зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Кац Яной  Владимировной, которая на момент привлечения его к административной  ответственности была беременна. 


Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов  усматривается, что на территории Российской Федерации проживает жена  Каца Л.: Кац <...> года рождения - гражданка Российской Федерации (свидетельство о заключении брака  <...> от 10 октября 2019 года) (л.д. 25, 35). 

Из содержания письменных объяснений, приобщенных к материалам дела  усматривается, что Кац Я.В. неоднократно заявляла что фактические брачные  отношения с Кацем Л. сложились задолго до совершения им  административного правонарушения и на момент его выдворения за пределы  Российской Федерации она была беременна. Указывает, что выдворение ее  мужа за пределы Российской Федерации нарушает ее право на уважение  частной и семейной жизни. Кроме того, Кац Я.В. неоднократно были  представлены справки о том, что она состоит на учете по беременности в  клинике «Мать и дитя» Кунцево ООО «Хавен» (л.д. 29, 36-42). 

Вместе с тем, с настоящей жалобой приложена копия свидетельства о  рождении Кац А.Л., родившейся <...> года (свидетельство о  рождении <...> от 02 марта 2020 года). 

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица,  привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных  связей на территории Российской Федерации, которые складываются на  протяжении длительного периода времени. 

Указанные обстоятельства защитник Каца Л. заявлял в жалобе,  поданной в Второй кассационный суд общей юрисдикции, однако данные  доводы должной оценки не получили. 

Между тем, в рассматриваемом случае следует учесть, что Кац Л. ранее к  административной ответственности в области миграционного законодательства  не привлекался (л.д. 4). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа  1996 года № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину  или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении  иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об  административном выдворении за пределы Российской Федерации, о  депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству  в соответствии с международным договором Российской Федерации о  реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за  пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской  Федерацией иностранному государству в соответствии с международным  договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного  вмешательства со стороны государства в осуществление права Каца Л. на  уважение семейной жизни. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года   № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности  предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в 


зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,  обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер  государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции  Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008  года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях  защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из  требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица,  в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в  результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер  уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных  прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и  государства от преступных посягательств. 

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской  Федерации могут быть распространены и на административную  ответственность. 

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд  Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в  законодательстве об административных правонарушениях правила применения  мер административной ответственности должны не только учитывать характер  правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и  обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности  правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность  порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к  ответственности) тому вреду, который причинен в результате  административного правонарушения, не допуская избыточного  государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида  (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности,  общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу  конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции  Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы  несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за  административные правонарушения (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года   № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января  2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.). 

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на  нарушение права Каца Л. на уважение семейной жизни, назначение ему  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об 


административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или)  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены  указанные постановление, решение. 

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях  Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию,  постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 мая 2019  года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  28 января 2020 года, вынесенные в отношении Каца Леонида по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ему  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу с дополнениями защитника Жигунова О.А. удовлетворить.

Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 мая  2019 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 28 января 2020 года, вынесенные в отношении Каца Леонида по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, изменить. 

Исключить из них указание на назначение Кацу Леониду  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

В остальной части названные судебные постановления оставить без  изменения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров