ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД20-92 от 01.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД20-92

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 01 октября 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу директора государственного автономного  профессионального образовательного учреждения города Москвы  «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.  Павлова» (далее - ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова», Учреждение)  Трофимова А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового  судьи судебного участка № 350 района Беговой г. Москвы от 02 сентября  2019 года, решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 27 ноября  2019 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 18 мая 2020 года, вынесенные в отношении ГАПОУ «ПК № 8  им. И.Ф. Павлова» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 350 района Беговой  г. Москвы от 02 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением  судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2019 года и  постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18  мая 2020 года, ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 90 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  директор Трофимов А.Н. просит отменить постановления, вынесенные в  отношении ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и  прекратить производство по делу. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к  административной ответственности) невыполнение в установленный срок  законного предписания органа, осуществляющего федеральный  государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых  осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и  социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на  граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех  лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, 25 октября 2018 года по  результатам проверки, проведенной в отношении ГАПОУ «ПК № 8  им. И.Ф. Павлова», государственным инспектором по пожарному надзору  района «Марьина Роща» г. Москвы - старшим инспектором 3-го РОНПР  Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве Учреждению выдано  предписание № 507/1/1 об устранении нарушений требований пожарной  безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной  безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения  пожара в срок до 01 августа 2019 года. Данное предписание получено  представителем Учреждения (л.д. 7-8). 

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 01 августа 2019 года  государственным инспектором по пожарному надзору района «Марьина Роща»  г. Москвы - старшим инспектором 3-го РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС  России по г. Москве на основании распоряжения начальника 3 РОНПР  Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве от 29 июля 2019 года   № 493, установлено, что предписание № 507/1/1 от 25 октября 2018 года не  выполнено (л.д. 5-6). 

По факту невыполнения указанного предписания 05 августа 2019 года  государственным инспектором по пожарному надзору района «Марьина Роща»  г. Москвы - старшим инспектором 3-го РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС  России по г. Москве составлен протокол об административном  правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-4). 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  Учреждения постановлением мирового судьи к административной  ответственности, установленной данной нормой. 

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи и  принятым им постановлением согласились. 


Делая вывод о виновности ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» в  совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и  вышестоящие судебные инстанции исходили из того, что Учреждением не  выполнено в установленный срок законное предписание государственного  инспектора по пожарному надзору района «Марьина Роща» г. Москвы - старшего инспектора 3-го РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по  г. Москве. 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя. 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,  обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление  причин и условий, способствовавших совершению административных  правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных  обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению  подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность  лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства,  исключающие производство по делу об административном правонарушении. 

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в  совершении противоправного действия (бездействия). 

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008  года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными  лицами контролирующего органа лишь в случае установления  при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в  целях их устранения. При этом предписание должно содержать только  законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены  только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и  исполнимы. 

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа,  осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на  объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере  здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет  объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного  частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею  административная ответственность наступает только в случае неисполнения  законного предписания органа, осуществляющего федеральный  государственный пожарный надзор. 


Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении  требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в  отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела. 

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на  основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых  находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела (часть 1). 

Эти данные устанавливаются протоколом об административном  правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим  Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по  делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего,  свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями  специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). 

Признавая Учреждение виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, мировой судья и  вышестоящие судебные инстанции исходили только из того, что ГАПОУ «ПК   № 8 им. И.Ф. Павлова» не приняты все зависящие от него меры по выполнению  предписание органа, осуществляющего федеральный государственный  пожарный надзор от 25 октября 2018 года № 507/1/1. 

Вместе с тем, делая такой вывод, судебные инстанции в нарушение  требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях не проверили обстоятельства, на которые  указывалось на всех стадиях производства по делу об административном  правонарушении и которые имеют значение для его разрешения. 

Так, в ходе производства по делу об административном правонарушении,  директор ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» - Трофимов А.Н.  последовательно оспаривал виновность Учреждения в совершении вмененного  административного правонарушения, заявляя о том, что Учреждением были  приняты все зависящие от них меры для исполнения предписания  государственного инспектора по пожарному надзору района «Марьина Роща»  г. Москвы - старшего инспектора 3-го РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС  России по г. Москве. 

В обоснование данного утверждения директор Учреждения ссылался на  тот факт, что пункты 3, 4, 10, 11, 15, 16, 17 указанного предписания на объекте  остаются невыполненными в связи с конструктивной особенностью зданий и  могут быть восполнены только в рамках капитального ремонта зданий. 

Аналогичные доводы заявлены и в настоящей жалобе.


Однако судебными инстанциями данные доводы оставлены без внимания,  ничем объективно не опровергнуты и должным образом не проверены, тогда  как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения  настоящего дела. Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судебными инстанциями не  выполнены. 

Между тем, частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что судья,  орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном  правонарушении, при установлении причин административного  правонарушения и условий, способствовавших его совершению,  вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным  лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и  условий. 

Кроме того, в настоящей жалобе директор ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф.  Павлова» - Трофимов А.Н. указывает, что о рассмотрении дела мировым  судьей Учреждение не было извещено надлежащим образом, в связи с чем они  были лишены возможности предоставить доказательства, способствующие  повлиять на вынесенное решение. 

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому  гарантируется судебная защита его прав и свобод. 

Судебный порядок рассмотрения дел об административных  правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий,  необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к  административной ответственности. 

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дело об административном  правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении.  В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено  лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса,  либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте  и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об  отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без  удовлетворения. 

Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела  об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники  производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и  принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об  отложении рассмотрения дела. 

В жалобах на постановление мирового судьи, директор ГАПОУ «ПК № 8  им. И.Ф. Павлова» - Трофимов А.Н. последовательно заявлял, что при  рассмотрении дела, представители Учреждения не присутствовали, извещение 


по указанному адресу не направлялось, а напротив материалы дела содержат  определение мирового судьи в котором указано, что дело об административном  правонарушении назначено на 16 января 2019 года. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  определением мирового судьи судебного участка № 349 района Беговой  г. Москвы от 07 августа 2019 года дело об административном правонарушении  в отношении ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» было назначено к  рассмотрению на 16 января 2019 года в 14 часов 00 минут в помещении  судебного участка № 350 района Беговой г. Москвы (л.д. 20). 

Вместе с тем 02 сентября 2019 года мировой судья судебного участка   № 350 района Беговой г. Москвы рассмотрел данное дело без участия  представителей ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова». 

Однако, данное определение мирового судьи от 19 сентября 2019 года  законным признать нельзя, поскольку оно было вынесено после рассмотрения  дела мировым судьей судебного участка № 350 района Беговой г. Москвы  02 сентября 2019 года по существу. 

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном  правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в  отсутствие ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова», представители которого не  были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. 

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при истечении сроков давности  привлечения к административной ответственности. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение. 

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент  рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Учреждения к  административной ответственности истек и возвращение дела на новое  рассмотрение невозможно, постановление мирового судьи судебного участка   № 350 района Беговой г. Москвы от 02 сентября 2019 года, решение судьи 


Савеловского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2019 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая  2020 года, вынесенные в отношении ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13  статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, подлежат отмене. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с  истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу директора ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» - Трофимова А.Н.  удовлетворить. 

Постановление мирового судьи судебного участка № 350 района Беговой  г. Москвы от 02 сентября 2019 года, решение судьи Савеловского районного  суда г. Москвы от 27 ноября 2019 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2020 года, вынесенные в  отношении ГАПОУ «ПК № 8 им. И.Ф. Павлова» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  прекратить в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации 1Б7Никифоров