ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-103 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-103-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10 декабря 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Р-Фарм» Автаева А.Е.  на вступившие в законную силу постановление судьи Головинского районного  суда города Москвы от 23 июля 2020 года, решение судьи Московского  городского суда от 30 сентября 2020 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года, вынесенные в  отношении акционерного общества «Р-Фарм» (далее - общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Г словинского районного суда города Москвы от 23  июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского  городского суда от 30 сентября 2020 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  общества Автаев А.Е. просит отменить указанные выше судебные акты,  вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения


[A2] обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати  тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима  повышенной готовности» на территории города Москвы введен режим  повышенной готовности.

Указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года № 43-УМ утвержден Порядок  оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по  территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности  в городе Москве (далее - Порядок).

Согласно пункту 13.5 названного Порядка ведение реестра транспортных  средств, допущенных к передвижению по территории города Москвы,  осуществляется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной  инфраструктуры города Москвы в порядке, им установленном.

Собственники (владельцы) транспортных средств, не включенных в реестр,  указанный в пункте 13.5 указанного Порядка, осуществляющие передвижение  по территории города Москвы с использованием таких транспортных средств,  привлекаются к ответственности за нарушение требований нормативных  правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение  режима повышенной готовности на территории города Москвы, в соответствии  с законодательством об административных правонарушениях. Фиксация  административных правонарушений осуществляется должностными лицами,  уполномоченными на составление протоколов об административных  правонарушениях, или работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (пункт 13.6  Порядка).

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых актов послужили  изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том,  что 25 апреля 2020 года в 10 часов 16 минут по адресу: город Москва,  Ленинградское шоссе, дом 100 должностным лицом Московской  административной дорожной инспекции выявлено использование без  оформления пропуска транспортного средства, государственный  регистрационный знак , собственником (владельцем) которого


[A3] является общество, не включенного в реестр допущенных к передвижению по  территории города Москвы.

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда, с выводами  которого согласились вышестоящие судебные инстанции, исходил из  доказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного  правонарушения.

Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами  согласиться нельзя.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном  правонарушении выяснению подлежат наличие события административного  правонарушения, виновность лица в совершении административного  правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела.

Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется  новый закон.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности на основании закона,  действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,  совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то  есть распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Производство по делу об административном правонарушении  осуществляется на основании закона, действующего во время производства по  указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях).

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3  постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля  2006 года № 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54  Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон


[A4] в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него  устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа,  применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему  в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Подпунктом 9.1 пункта 9 Указа Мэра Москвы от 08 июня 2020 года № 68-  УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением  режима повышенной готовности» с 9 июня 2020 года признан утратившими  силу Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года № 43-УМ «Об утверждении  Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения  по территории города Москвы в период действия режима повышенной  готовности в городе Москве».

Таким образом, на момент вынесения судьей Головинского районного суда  города Москвы постановления о привлечении общества к административной  ответственности (23 июля 2020 года) обязанность включения транспортных  средств в реестр допущенных к передвижению по территории города Москвы,  нарушение которой было вменено названному лицу, отменена.

Данному обстоятельству судьей районного суда и вышестоящими  судебными инстанциями надлежащая правовая оценка не дана.

Производство по делу об административном правонарушении не может  быть начато, а начатое производство подлежит прекращению признание  утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях).

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц.

Исходя из положений указанных норм при отмене закона, установившего  административную ответственность, производство по делу об  административном правонарушении в отношении заявителя подлежало  прекращению.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5


[A5] указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся  в отношении общества о привлечении его к административной ответственности  на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу  об административном правонарушении подлежит прекращению на основании  пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

постановил:

жалобу защитника акционерного общества «Р-Фарм» Автаева А.Е.  удовлетворить.

Постановление судьи Головинского районного суда города Москвы от 23  июля 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 30 сентября  2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 04 июня 2021 года, принятые в отношении акционерного  общества «Р-Фарм» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б. Никифоров


V