ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-104 от 17.12.2021 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-104-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 17 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу Баклушина А.Н. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 415 района Косино-  Ухтомский г. Москвы от 25 декабря 2020 года, решение судьи Перовского  районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 года,  вынесенные в отношении Баклушина Андрея Николаевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 415 района Косино-  Ухтомский г. Москвы от 25 декабря 2020 года, оставленным без изменения  решением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года и  постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 02 июня 2021 года, Баклушин А.Н. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными  средствами сроком на 1 год 10 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Баклушин А.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в  отношении него по настоящему делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Баклушина А.Н. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет.

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила  дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на  состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей  статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами  освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать,  что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо  подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения.

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее - Правила), воспроизводят  указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием


[A2] для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование.

В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать,  что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения,  является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя  изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски  кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Как усматривается из материалов дела, 18 ноября 2020 года в 02 часа 18  минут на 1-м Красковском проезде д. 2Г стр. 1 по Проектируемому проезду 45  в г. Москве, водитель Баклушин А.Н. управлял транспортным средством  «Шкода», государственный регистрационный знак , с признаками  опьянения: резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке, указанных в пункте 3 Правил (л.д. 4).

В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Баклушину А.Н. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения  с применением технического средства измерения, от прохождения которого он  отказался.

Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства  подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения.

В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Баклушин А.Н. был  направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,  однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил  законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2);  протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 4);  протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения (л.д. 5); рапортом инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ВАО  ГУ МВД России по г. Москве (л.д. 3); протоколом о задержании транспортного  средства (л.д. 6); карточкой водителя и списком административных правонарушений Баклушина А.Н. (л.д. 14-18); CD-диском (л.д. 46) и иными  материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.


[A3] Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 77 ПН № 0038019 от 18 ноября  2020 года усматривается, что в присутствии понятых К и  Е Баклушин А.Н. был направлен на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения от прохождения которого он  отказался.

Отказ Баклушина А.Н. зафиксирован в названном протоколе о  направлении на медицинское освидетельствование, что удостоверено его  подписью, понятых и должностного лица ГИБДД (л.д. 5).

Кроме того, при применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении также велась видеозапись (л.д. 46).

Утверждение Баклушина А.Н. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло.

Напротив, совокупность доказательств, а также исследованная в ходе  производства по делу об административном правонарушении видеозапись,  объективно свидетельствуют об отказе Баклушина А.Н. выполнить законное  требование должностного лица, уполномоченного на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Баклушиным А.Н. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки  предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в  материалах настоящего дела об административном правонарушении,  противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно  отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и  не ставят под сомнение наличие в действиях Баклушина А.Н. объективной  стороны состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.


[A4] Административное наказание назначено Баклушину А.Н. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Баклушина А.Н. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 415 района Косино-  Ухтомский г. Москвы от 25 декабря 2020 года, решение судьи Перовского  районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 года,  вынесенные в отношении Баклушина Андрея Николаевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу Баклушина А.Н. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации