ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-108 от 20.12.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-108-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 20 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Хаитова А.Х., действующего на основании  доверенности в интересах Джуракулова А.Ч. на вступившие в законную силу  постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта 2020  года, решение судьи Московского городского суда от 30 июля 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении Джуракулова Алишера  Чатаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта  2020 года гражданин Республики Таджикистан Джуракулов А.Ч. признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме  контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Решением судьи Московского городского суда от 30 июля 2020 года  постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта 2020  года изменено: исключено указание о назначении Джуракулову А.Ч.  дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации. В остальной части постановление судьи Басманного  районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года оставлено без изменения.

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  07 июня 2021 года, постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы  от 18 марта 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 30 июля  2020 года, оставлены без изменения.


[A1] В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Хаитов А.Х. просит отменить названные акты, вынесенные в  отношении Джуракулова А.Ч. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Джуракулова А.Ч. к  административной ответственности) установлена административная  ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации,  выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов  в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении  от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока  пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого  деяния.

В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1  настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее -Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в  порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток  суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае,  если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.


[A2] При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по  истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,  установленного настоящим Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день  истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок  временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на  временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление  и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное  проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального  закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности  приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина,  признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1  Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской  Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным  органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство  работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного  гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного  специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о  продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому  высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2  настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной  организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе,  имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной  государственной образовательной организации, в которой иностранный  гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном  факультете по дополнительной общеобразовательной программе,  обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных  профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении  срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного  гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-  ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие


[A3] правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 17 марта 2020 года в 13 часов 00 минут в ходе проведения проверки  соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: г. 

 , выявлен гражданин Республики Таджикистан  Джуракулов А.Ч., допустивший нарушение режима пребывания (проживания)  иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  рапортом инспектора ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве  (л.д. 2); письменными объяснениями Джуракулова А.Ч. (л.д. 4); копией  паспорта Джуракулова А.Ч. (л.д. 5); справкой по проверке патента (л.д. 7);  дактилоскопической картой (л.д. 9); данными из базы данных ФМС России АС  ЦБДУИГ (л.д. 10-16), которые оценены в совокупности с другими материалами  дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения  их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, Джуракулов А.Ч. обоснованно привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения.

Постановление о привлечении Джуракулова А.Ч. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Джуракулова А.Ч. к административной ответственности соблюден.

Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях оснований для освобождения Джуракулова А.Ч. от  административной ответственности не имеется.

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,


[A4] установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях); при  назначении административного наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного правонарушения, личность  виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях).

Доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы,  аналогичны доводам, содержащимся в жалобах на постановление о назначении  административного наказания, являлись предметом проверки нижестоящих  судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в  соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях  Джуракулова А.Ч. объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих  отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела  не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления в части  назначенного Джуракулову А.Ч. административного наказания сомнений в  своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их  отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта  2020 года, решение судьи Московского городского суда от 30 июля 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении Джуракулова Алишера  Чатаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника  Хаитова А.Х. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации