ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-113 от 12.01.2022 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-113-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 12 января 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Иотовой Елены Васильевны, действующей на  основании доверенности в интересах государственного бюджетного  учреждения г. Москвы «Дирекция по обслуживанию территории зеленого  фонда Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы»,  на вступившие в законную силу постановление департамента  природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 26 ноября  2019 г. № 0505-287.6/2019, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды,  решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 27 апреля 2020 г. № 12-  269/2020, решение судьи Московского городского суда от 8 сентября 2020 г.   № 7-9975/2020 и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 18 августа 2021 г. № 16-3912/2021, вынесенные в отношении  государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Дирекция по  обслуживанию территории зеленого фонда Троицкого и Новомосковского  административных округов г. Москвы» (далее - учреждение) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.19 Закона  г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об  административных правонарушениях»,

установил:

постановлением департамента природопользования и охраны окружающей  среды г. Москвы от 26 ноября 2019 г. № 0505-287.6/2019, вынесенным  заместителем главного государственного инспектора г. Москвы в области


[A1] охраны окружающей среды (далее также - административный орган,  департамент), оставленным без изменения решением судьи Троицкого  районного суда г. Москвы от 27 апреля 2020 г. № 12-269/2020, решением судьи  Московского городского суда от 8 сентября 2020 г. № 7-9975/2020 и  постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  18 августа 2021 г. № 16-3912/2021, учреждение признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об  административных правонарушениях», и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Иотова ЕВ. просит отменить постановление административного органа и  судебные акты, вынесенные в отношении учреждения по настоящему делу об  административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45  «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» незаконное  уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот  рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц -  трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 1 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых  насаждений» (далее - Закон г. Москвы о защите зеленых насаждений)  зелеными насаждениями признаются древесно-кустарниковая и травянистая  растительность естественного и искусственного происхождения (включая  городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также  отдельно стоящие деревья и кустарники); уничтожением зеленых насаждений  является повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.

Статьей 2 указанного закона установлено, что защите подлежат все  зеленые насаждения, расположенные на территории г. Москвы, независимо от  форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены  (часть первая). Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны  осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать  незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению  или уничтожению зеленых насаждений (часть вторая).

Согласно частям первой и второй статьи 7 Закона г. Москвы о защите  зеленых насаждений граждане и юридические лица обязаны обеспечивать  сохранность зеленых насаждений; на озелененных территориях и в зеленых  массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за  исключением случаев, установленных статьей 3 данного закона.

Из материалов дела следует, что 18 октября 2019 г. в 10 часов 50 минут в  ходе плановой выездной проверки, проведенной в отношении учреждения  должностными лицами департамента природопользования и охраны


[A2] окружающей среды г. Москвы, при обследовании особо охраняемых зеленых  территорий (ООЗТ) по адресному ориентиру: г. Москва, Троицкий  административный округ, поселение Новофедоровское, между  СНТ «Рассудово» по границе г. Москвы и Московской области,  пос. Капустинка по границе г. Москвы и Московской области, по руслу  р. Пахра, дер. Руднево, дер. Кузнецове установлено, что при проведении работ  по порубочному билету от 19 августа 2019 г. № 1933577-2019 назначенные  (помеченные) к вырубке деревья срублены, раскряжеваны и сформированы в  кучи для вывоза; для организации движения транспортных средств на участке  ООЗТ вне существующих просек обустроены заезды к очагам вырубки  шириной более 4 м и длиной более 500 м, глубина колеи местами составляет  40 см; вдоль обустроенных проездов, техникой уничтожены до стадии  прекращения роста сырорастущие деревья и кустарники, которые не были  назначены к удалению.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 24-  25), актом проверки (л.д. 27-32), распоряжением о проведении проверки  (л.д. 33-34), сводным планом проверок (л.д. 35), фотоматериалом (л.д. 111-113),  показаниями проводившего проверку должностного лица департамента  Новиковой Е.Ю. (л.д. 116-117) и иными доказательствами, получившими  оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и  достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Изложенный в обжалуемых актах вывод о наличии в деянии учреждения  административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.19 Закона  г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об  административных правонарушениях», соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Довод жалобы об отсутствии в деянии учреждения состава  административного правонарушения с указанием на то, что действия,  способные привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений,  им не осуществлялись, спецтехника при выполнении в рамках  государственного задания работ по рубке не применялась, его вина не доказана,  не нашел своего подтверждения.

Согласно материалам дела с 9 сентября 2019 г. на основании порубочного  билета на особо охраняемых зеленых территориях по указанному выше  адресному ориентиру учреждение выполняло работы по вырубке деревьев.  Утверждение заявителя о проведении работ без применения спецтехники


[A3] опровергается представленными в ходе производства по делу документами, в  числе которых фотоматериал, свидетельствующий в совокупности с другими  доказательствами о том, что использование таковой имело место.

Факт обустройства заездов к очагам вырубки и сформированным для  вывоза кучам срубленных деревьев, а также уничтожения техникой вдоль  обустроенных проездов не назначенных к удалению сырорастущих деревьев и  кустарников выявлен уполномоченным должностным лицом в рамках плановой  выездной проверки и объективно подтвержден перечисленными выше  доказательствами, в том числе актом, в котором зафиксированы результаты  проверки, фотоматериалом, показаниями должностного лица, проводившего  проверку.

Собранные по делу доказательства отвечают требованиям, предъявляемым  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к  соответствующего вида доказательствам, последовательны, непротиворечивы и  обоснованно признаны на предыдущих стадиях производства по делу  достоверными относительно события административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо административного органа и судебные инстанции  пришли к правильному выводу о том, что учреждением не приняты все  зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых  законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность.

Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами и нормами подлежащего применению законодательства.

Приведенный довод, равно как и иные изложенные в настоящей жалобе  доводы, направлен на иную оценку собранных по делу доказательств и  установленных обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой, данной  должностным лицом административного органа и судебными инстанциями,  правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Ссылка на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 марта 2020 г. по  делу № А40-1963/20-145-12 отклоняется. Это решение и изложенные в нем  выводы не являются основанием для отмены или изменения актов,  состоявшихся по настоящему делу, поскольку каждое дело об  административном правонарушении рассматривается с учетом конкретных его  обстоятельств и собранных доказательств. При этом сделанные в указанном  решении выводы основаны на конкретных обстоятельствах и представленных  доказательствах, не аналогичных обстоятельствам настоящего дела. Данным  решением признано недействительным выданное по результатам названной


[A4] выше проверки предписание департамента от 28 октября 2019 г. № 0505-  287.7/2019, которым возложена обязанность восстановить плодородный слой  почвы и травяной покров. Это предписание выдано не в связи с нарушениями,  за совершение которых учреждение привлечено к административной  ответственности в рамках настоящего дела об административном  правонарушении. Названный судебный акт арбитражного суда не имеет  преюдициального значения для обстоятельств настоящего дела об  административном правонарушении.

Довод жалобы о том, что постановление о назначении административного  наказания вынесено ненадлежащим должностным лицом административного  органа, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях дела об административных  правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской  Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими  законами, уполномоченными органами и учреждениями органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях дела об административных  правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской  Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1  названного кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 16.3 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45  «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» дела об  административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4.19  названного кодекса, рассматривает орган исполнительной власти г. Москвы,  осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей  среды в г. Москве.

Таким органом является департамент природопользования и охраны  окружающей среды г. Москвы (Положение о департаменте  природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утвержденное  постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП).

Согласно пункту 3 статьи 16.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45  «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» дела об  административных правонарушениях, предусмотренных названным кодексом,  рассматриваются в пределах компетенции, установленной статьей 16.3  названного кодекса, в том числе органами исполнительной власти г. Москвы.

Перечень должностных лиц, которые от имени органов, указанных в  пункте 3 статьи 16.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях», рассматривают дела  об административных правонарушениях, предусмотренных названным  кодексом, приведен в статье 16.2 названного кодекса.


[A5] Согласно данному перечню заместитель главного государственного  инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Улиткин С.А.,  которым от имени департамента вынесено постановление о назначении  учреждению административного наказания, являлся лицом, уполномоченным  рассматривать дело об административном правонарушении, в том числе на день  его разрешения.

Постановление административного органа отвечает требованиям  статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в нем указаны данные, перечисленные в части 1 указанной  статьи.

Довод жалобы о нарушении сроков составления протокола об  административном правонарушении и направления уведомления о месте и  времени его составления, не нашел своего подтверждения.

Оснований для вывода о нарушении этих сроков не имеется. Из  материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении  составлен сразу после окончания проверки, в рамках которой были выявлены  нарушения требований законодательства, и оформления акта проверки.

Во всяком случае, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 4  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24 марта 2005 г. № 5), названные сроки не являются пресекательными, их  нарушение относится к несущественным недостаткам протокола.

Протокол об административном правонарушении составлен с  соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, содержит необходимые сведения,  которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу  части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств  административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции  статьи 4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города  Москвы об административных правонарушениях», с указанием на все  обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном  правонарушении. Вопреки утверждению заявителя противоречий относительно  времени совершения административного правонарушения при описании  события противоправного деяния не содержится, в протоколе указано время его  выявления.

Оснований для возвращения протокола составившему его должностному  лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях либо признания его недопустимым  доказательством по делу не имелось.

О месте и времени рассмотрения дела законный представитель учреждения  был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о


[A6] вручении почтового отправления и данные внутрироссийского почтового  идентификатора № 11999133240079, размещенные на официальном сайте  ФГУП «Почта России» pochta.ru (л.д. 13, 16).

Дело рассмотрено с участием защитника Исиченко Е.Л., которая  уполномочена на представление интересов учреждения доверенностью от  29 октября 2019 г. № 114-Ю (л.д. 9).

Жалоба на постановление о назначении административного наказания  рассмотрена судьей районного суда в отсутствие законного представителя и  защитника учреждения с соблюдением требований части 3 статьи 25.4, 30.6  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Информация о месте и времени рассмотрения жалобы передана посредством  телефонограммы (л.д. 38). Указанный способ извещения соответствует положениям статьи 25.15 названного кодекса и разъяснениям, изложенным в  пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24 марта 2005 г. № 5. Соответствующее извещение является надлежащим.

Положения пункта 3 постановления Президиума Верховного Суда  Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от  8 апреля 2020 г. № 821 «О приостановлении личного приема граждан в судах»  (действовавшего на момент рассмотрения жалобы судьей районного суда,  утратившего силу с 12 мая 2020 г. в связи с истечением срока действия,  установленного пунктом 9 данного документа) носили рекомендательный  характер.

При этом с учетом положений пункта 4 названного постановления суд был  вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не указанного в  пункте 3 названного постановления.

Сведений о том, что со стороны юридического лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении,  имелись возражения о рассмотрении жалобы на постановление  административного органа в отсутствие законного представителя или  защитника этого юридического лица, в материалах не имеется.

Право юридического лица, в отношении которого ведется производство по  делу об административном правонарушении, на защиту в ходе производства по  делу реализовано.

Неточность, допущенная в мотивировочной части решения судьи  районного суда относительно результата разрешения жалобы, является явной  технической опиской, которая может быть устранена в порядке, установленном  статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и наличие которой законность и обоснованность данного  судебного акта под сомнение не ставит.

Довод жалобы о том, что в рассматриваемом случае подлежали  применению положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, является несостоятельным.

Согласно указанной норме при совершении лицом одного действия  (бездействия), содержащего составы административных правонарушений,


[A7] ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями  статей) названного кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно  одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное  наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение  лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого  административного наказания.

Вмененные учреждению нарушения допущены в результате разных  действий, то есть совершено несколько самостоятельных правонарушений, в  связи с чем оно подлежит административной ответственности за каждое из них.

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 г. № 5, согласно которым в случае совершения лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое из них.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в пределах санкции статьи 4.19 Закона г. Москвы от  21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях».

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых  актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление департамента природопользования и охраны окружающей среды  г. Москвы от 26 ноября 2019 г. № 0505-287.6/2019, вынесенное заместителем  главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны  окружающей среды, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от  27 апреля 2020 г. № 12-269/2020, решение судьи Московского городского суда  от 8 сентября 2020 г. № 7-9975/2020 и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 г. № 16-3912/2021,  вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения г. Москвы


[A8] «Дирекция по обслуживанию территории зеленого фонда Троицкого и  Новомосковского административных округов г. Москвы» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.19 Закона  г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об  административных правонарушениях», оставить без изменения, жалобу  защитника Иотовой Е.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации