ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-3 от 26.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 26 марта 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Розинкина Василия Григорьевича на вступившие в  законную силу постановление заместителя главного государственного  инспектора в г. Москве по использованию и охране земель от 19 февраля  2019 г. № 271/04/2018, решение главного государственного инспектора в  г. Москве по использованию и охране земель от 30 июля 2019 г. № 271/04/2018,  решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 г.,  решение судьи Московского городского суда от 20 декабря 2019 г. и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  4 августа 2020 г., вынесенные в отношении директора акционерного общества  «Недвижимость и Инвестиции» (далее - АО «Недвижимость и инвестиции»,  общество) Розинкина Василия Григорьевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в  г. Москве по использованию и охране земель от 19 февраля 2019 г.   № 271/04/2018 (далее также постановление должностного лица от 19 февраля  2019 г. № 271/04/2018) директор АО «Недвижимость и Инвестиции»  Розинкин В.Г. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением 


административного наказания в виде административного штрафа в размере  300 000 рублей. 

Решением главного государственного инспектора в г. Москве по  использованию и охране земель от 30 июля 2019 г. № 271/04/2018, оставленным  без изменения решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от  6 ноября 2019 г., решением судьи Московского городского суда от 20 декабря  2019 г. и постановлением судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 4 августа 2020 г., постановление должностного лица от  19 февраля 2019 г. № 271/04/2018 изменено, с применением положений  частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях размер административного штрафа снижен до 150 000  рублей, в остальной части указанный акт оставлен без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Розинкин В.Г. ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся в отношении его  по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы  об их незаконности. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об  административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим  выводам. 

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного  кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного  законодательства является деление земель по целевому назначению на  указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно  которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к  той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с  зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из  предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно,  без дополнительных разрешений и процедур согласования. 

В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с  их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и  разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. 

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков  утвержден приказом Министерства экономического развития Российской  Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее также классификатор видов  разрешенного использования). 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях использование земельного участка не по 


целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость  земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой  стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на  должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Из материалов дела следует, что 20 июня 2018 г. на основании задания  заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Москве от 1 июня 2018 г.  должностным лицом указанного органа проведено административное  обследование земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:40  площадью 16 078 м2, расположенного по адресу: г. Москва,  ул. Новоостаповская, вл. 6А, результаты которого зафиксированы в акте  административного обследования объекта земельных отношений от 20 июня  2018 г. № 116. 

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости  указанный земельный участок относится к категории земель населенных  пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий,  строений и предоставлен АО «Недвижимость и инвестиции» в пользование для  целей эксплуатации зданий, строений на основании договора аренды  земельного участка от 14 августа 2015 г. № М-04-047539. 

В ходе административного обследования установлено, что данный  земельный участок фактически используется АО «Недвижимость и  инвестиции», директором которого является Розинкин В.Г., не только для  эксплуатации зданий и строений, а также для размещения шиномонтажа,  автомойки и магазина. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для вывода об  использовании обществом в нарушение статьи 42 Земельного кодекса  Российской Федерации земельного участка не в соответствии с его целевым  назначением с учетом того, что вид разрешенного использования «для  эксплуатации зданий и строений» в соответствии с названным выше  классификатором соответствует виду «производственная деятельность»  (код 6.0), который не предусматривает размещение на земельном участке  автомойки, шиномонтажа, магазина. 


административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановлением должностного лица указанного органа, с выводами  которого согласились вышестоящее должностное лицо и судебные инстанции,  директор АО «Недвижимость и инвестиции» Розинкин В.Г. привлечен к  административной ответственности, установленной данной нормой. 

Вместе с тем имеются основания для отмены решения вышестоящего  должностного лица и судебных актов ввиду следующего. 

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от  16 октября 2020 г. № 42-П «По делу о проверке конституционности части 1  статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой» данная норма  признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям  19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), постольку, поскольку  неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том,  обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он  в дополнение к основному виду его разрешенного использования  самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования,  вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного  вида разрешенного использования в Единый государственный реестр  недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в  вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к  административной ответственности за использование земельного участка не по  целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием. 

Данным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации  установлено, что впредь до внесения в законодательство необходимых  изменений - принимая во внимание, что в демократическом правовом  государстве, высшей ценностью которого являются человек, его права и  свободы (статья 2 Конституции Российской Федерации), неустранимые  сомнения в правовом регулировании публичных (административных)  отношений, сопряженные с возможностью привлечения к ответственности за  его нарушение частных лиц, не предполагают, по общему правилу,  допустимость расширительного толкования юридических обязанностей таких  лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от  30 марта 2018 г. № 14-П), - собственники (правообладатели) земельных  участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в  Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в  дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им  земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их  разрешенного использования. 

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены  основные принципы законодательства о градостроительной деятельности,  включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на  основе территориального планирования, градостроительного зонирования и 


планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе  документов территориального планирования, правил землепользования и  застройки и документации по планировке территории (пункт 4). 

Согласно пункту 7, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации  территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах  землепользования и застройки определены границы и установлены  градостроительные регламенты, в которых, помимо прочего, в пределах границ  соответствующей территориальной зоны установлены виды разрешенного  использования земельных участков. 

В силу пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и  застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом  особенностей ее расположения и развития, а также возможности  территориального сочетания различных видов использования земельных  участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного  и иных видов использования земельных участков). Градостроительные  регламенты территориальных зон определяют основу правового режима  земельных участков и обязательны для исполнения всеми собственниками  земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами  земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на  земельные участки. 

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и  объектов капитального строительства, расположенных в пределах  соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства  (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской  Федерации). 

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального  строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного  использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные  виды разрешенного использования, допустимые только в качестве  дополнительных по отношению к основным видам разрешенного  использования и условно разрешенным видам использования и  осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного  кодекса Российской Федерации). 

Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены  постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП (далее - Правила землепользования и застройки, положения правил приведены в  редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для возбуждения дела об административном  правонарушении). 

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 3.2.1 Правил землепользования и  застройки в целях градостроительного зонирования территории г. Москвы в  составе указанных правил устанавливаются и указываются на картах 


градостроительного зонирования: буквенные обозначения территориальных зон  и подзон территориальных зон сохраняемого землепользования (индекс «Ф»), а  также территорий, для которых градостроительный регламент не  устанавливается (индекс «Н»); числовые обозначения кодов видов  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства, указанных в таблице 1. 

В абзацах первом и втором пункта 3.2.2 Правил землепользования и  застройки определено, что виды разрешенного использования земельных  участков и объектов капитального строительства, указанные в названных  правилах, приведены в таблице 1. Указанные виды разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства  сформированы на основании приказа Министерства экономического развития  Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении  классификатора видов разрешенного использования земельных участков», а  также с учетом постановления Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. № 306- ПП «О функциональном назначении объектов капитального строительства в  городе Москве». 

Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования  (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве основных видов  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых  земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о  которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости  (пункт 3.3.2 Правил землепользования и застройки). 

При этом в силу пункта 3.3.4 Правил землепользования и застройки  вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и  объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за  исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 означенных  правил, являются виды разрешенного использования, в том числе с  кодами 4.4.0 ( № 30), 4.9.1.4 ( № 67), если иное не установлено требованиями  нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов,  иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством  Российской Федерации. 

В соответствии с Перечнем видов разрешенного использования земельных  участков и объектов капитального строительства (таблица 1 Правил  землепользования и застройки) вид разрешенного использования с кодом  4.9.1.3 предусмотрен для размещения автомобильных моек и прачечных для  автомобильных принадлежностей ( № 66); с кодом 4.9.1.4 - для размещения  мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и  прочих объектов придорожного сервиса ( № 67). 

Согласно информации, представленной департаментом городского  имущества г. Москвы (письмо от 3 августа 2018 г. № ДГИ-1 -59290/18-1),  земельному участку с кадастровым номером 77:04:0001019:40 установлен вид  разрешенного использования - для эксплуатации зданий, строений. Полное  наименование указанного вида разрешенного использования - земельные 


участки, предназначенные для размещения производственных и  административных зданий, строений, сооружений промышленности,  коммунального хозяйства, материально-технического, производственного  снабжения, сбыта и заготовок. Земельный участок расположен в границах  территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом «Ф». 

В этом письме, иных материалах дела и обжалуемых актах указано, что по  названному выше классификатору данный вид разрешенного использования  соответствует виду «производственная деятельность» (код 6.0), в рамках  которого предусмотрено размещение объектов капитального строительства в  целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным  способом. 

Равным образом согласно Правилам землепользования и застройки  данному коду соответствует вид разрешенного использования «промышленно- производственная деятельность», допускающий размещение перечисленных  объектов. 

Размещение на указанном земельном участке автомойки, шиномонтажа и  магазина (шаурма, выпечка) в соответствии с названным классификатором  отнесено к иному виду разрешенного использования с кодом 4.9.1 «объекты  придорожного сервиса», предусматривающему размещение, в том числе  магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного  питания в качестве объектов придорожного сервиса, автомобильных моек,  мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей. 

Как указано выше, в соответствии с Правилами землепользования и  застройки код 4.9.1.3 предусматривает размещение автомобильных моек и  прачечных для автомобильных принадлежностей, код 4.9.1.4 - размещение  мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и  прочих объектов придорожного сервиса. 

Должностные лица и судебные инстанции сделали вывод о том, что  земельный участок используется обществом, директором которого является  Розинкин В.Г., не только по целевому назначению для эксплуатации зданий и  строений, но и для размещения автомойки, шиномонтажа и магазина, что не  соответствует заявленному виду разрешенного использования земельного  участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре  недвижимости, и образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Между тем при рассмотрении дела и жалоб на постановление о назначении  административного наказания не исследованы и не получили оценку имеющие  правовое значение обстоятельства, связанные с тем, применимы ли к данной  правовой ситуации нормативные положения Правил землепользования и  застройки (в частности, пункты 3.3.4 и 3.3.6), а также соблюдены ли в  рассматриваемом случае условия, при наличии которых применение  вспомогательных видов разрешенного использования являлось бы допустимым  (пункт 3.3.5). 


Такое разрешение дела и жалоб на постановление о назначении  административного наказания нельзя признать отвечающим установленным  статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях задачам производства по делам об административных  правонарушениях. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в  случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

При таких обстоятельствах решение главного государственного  инспектора в г. Москве по использованию и охране земель от 30 июля 2019 г.   № 271/04/2018, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от  6 ноября 2019 г., решение судьи Московского городского суда от 20 декабря  2019 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 4 августа 2020 г., вынесенные в отношении директора общества  Розинкина В.Г. по настоящему делу об административном правонарушении,  подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Управление  Росреестра по Москве главному государственному инспектору в г. Москве по  использованию и охране земель. 

При новом рассмотрении вышестоящему должностному лицу необходимо  учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы  и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в  их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и, правильно применив нормы  материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное  решение. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение главного государственного инспектора в г. Москве по использованию  и охране земель от 30 июля 2019 г. № 271/04/2018, решение судьи  Лефортовского районного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 г., решение судьи  Московского городского суда от 20 декабря 2019 г. и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2020 г.,  вынесенные в отношении директора АО «Недвижимость и инвестиции» 


Розинкина В.Г. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Дело об административном правонарушении возвратить на новое  рассмотрение в Управление Росреестра по Москве главному государственному  инспектору в г. Москве по использованию и охране земель. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров