ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-72 от 24.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-72-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 24 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств Агеева А.А. на вступившие  в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 370  Тверского района города Москвы от 25 декабря 2019 года, решение судьи  Тверского районного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30  апреля 2021 года, вынесенные в отношении Антитеррористического центра  государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - центр)  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 370 Тверского  района города Москвы от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения  решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 25 декабря 2020  года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 30 апреля 2021 года, центр признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 10 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель  просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении центра по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


[A1] считая их незаконными, производство по делу прекратить. 

Заявленное в настоящей жалобе ходатайство о восстановлении срока на  обжалование принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не  содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на  вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения центра к  административной ответственности) неуплата административного штрафа в  срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение  административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного  административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо  административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные  работы на срок до пятидесяти часов. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, постановлением контролера-ревизора отдела оформления и  учета нарушений ГКУ «АМПП» от 04 июля 2019 года центр признан виновным  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью  4 статьи 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях», с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере  5000 рублей. 

Указанное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу  20 августа 2019 года. 

Отсрочка (рассрочка) исполнения постановления о назначении  административного наказания не предоставлялись. 

В срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, административный штраф  не уплачен. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения центра к  административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Вместе с тем при вынесении обжалуемых судебных актов не учтено  следующее. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной 


[A2] ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и  мерам обеспечения производства по делу об административном  правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. 

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в обеспечение законности при  применении мер административного принуждения предполагают не только  наличие законных оснований для применения административного взыскания,  но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к  административной ответственности. 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении не только при  применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при  составлении протокола об административном правонарушении. 

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях о совершении административного  правонарушения составляется протокол, за исключением случаев,  предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса. 

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и  место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего  протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об  административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места  жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и  потерпевшие, место, время совершения и событие административного  правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской  Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное  административное правонарушение, объяснение физического лица или  законного представителя юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2  статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях физическому лицу или законному  представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об  административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность  ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные  лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола,  которые прилагаются к протоколу. 

В случае неявки физического лица, или законного представителя  физического лица, или законного представителя юридического лица, в  отношении которых ведется производство по делу об административном  правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об  административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия  протокола об административном правонарушении направляется лицу, в  отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления 


[A3] указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях физическому лицу или законному  представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об  административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под  расписку копия протокола об административном правонарушении. 

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к  административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для  защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при  составлении протокола по делу об административном правонарушении. 

Из материалов настоящего дела следует, что протокол об  административном правонарушении составлен без участия лица, в отношении  которого возбуждено производство по делу об административном  правонарушении. 

В материалах дела имеется бланк извещения центра о необходимости  явиться в ГКУ города Москвы «Администратор Московского парковочного  пространства» 09 декабря 2019 года в 16 часов 50 минут (л.д. 6). 

Вместе с тем в материалах настоящего дела не имеется сведений о  направлении этого извещения адресату, а также сведений о том, что на момент  составления протокола об административном правонарушении должностное  лицо располагало информацией о том, что извещение получено центром или  возвращено в адрес отправителя. 

Приведенные обстоятельства не получили надлежащей оценки судебных  инстанций. 

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об  административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении  всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела,  соблюдены не были. 

Допущенные по настоящему делу нарушения требований,  предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и  полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений. 

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,  привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого  лица. 

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на 


[A4] основании которых были вынесены указанные постановление, решение,  принимается постановление об отмене постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста и о прекращении производства по делу. 

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного  участка № 370 Тверского района города Москвы от 25 декабря 2019 года,  решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 25 декабря 2020  года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении центра по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене. 

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской  Федерации жалобы защитника Агеева А.А. срок давности привлечения центра к  административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек,  производство по данному делу об административном правонарушении в силу  положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5  названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока  давности привлечения к административной ответственности. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 370 Тверского района  города Москвы от 25 декабря 2019 года, решение судьи Тверского районного  суда города Москвы от 25 декабря 2020 года и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2021 года, вынесенные в  отношении Антитеррористического центра государств - участников  Содружества Независимых Государств по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации