ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-75 от 03.09.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-75-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 03 сентября 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества  «Деревообрабатывающий комбинат № 5» Коршикова А.О. на вступившие в  законную силу постановление судьи Кунцевского районного суда города  Москвы от 21 августа 2020 года, решение судьи Московского городского суда  от 20 ноября 2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 02 июня 2021 года, вынесенные в отношении  акционерного общества «Деревообрабатывающий комбинат № 5» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 21  августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского  городского суда от 20 ноября 2020 года и постановлением судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 года, общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  общества Коршиков А.О. выражает несогласие с состоявшимися по делу  судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по  делу. 

Рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную  силу постановления и (или) решения по делам об административных  правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это 


не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях. Об этом указано в пункте 34 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О  некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях». 

В связи с этим оснований для удовлетворения заявленного Коршиковым  А.О. в просительной части настоящей жалобы ходатайства о его извещении о  времени и месте судебного заседания в Верховном Суде Российской Федерации  не имеется. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы свидетельствует об  отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения. 

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса. 

Объективная сторона состава данного административного  правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении  режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного  Кодекса. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020  года № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные  нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять  установленные правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21  декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», далее - Федеральный закон № 68-ФЗ). 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ). 

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила № 417). 

Правила № 417 предусматривают, в том числе, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные 


требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,  создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,  санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил № 417). 

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020  года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» высшим  должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений  этого Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и  особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в  субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и  реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в  первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей  территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных  средств, осуществляющих межрегиональные перевозки. 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения  при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а  также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта  Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил  поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а»  статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут предусматривать  дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями  правила поведения при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у»,  «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ). 

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ (с изменениями и  дополнениями) на территории города Москвы введен режим повышенной  готовности. 

В соответствии с пунктом 12.2 данного Указа на органы власти,  организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц,  деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена  обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками)  социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной  разметки и установления специального режима допуска и нахождения в 


зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей  территории (включая прилегающую территорию). 

Требования о социальном дистанцировании, в том числе путем нанесения  специальной разметки, действуют по настоящее время. 

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 22 мая 2020  года в 15 часов 30 минут планового рейдового обследования нежилого  помещения, расположенного по адресу: город Москва, улица  Молодогвардейская, дом 61, строение 3, используемого обществом под  проходную и бюро пропусков должностным лицом Управления контроля за  объектами недвижимости по Западному административному округу  Государственной инспекции по контролю за использованием объектов  недвижимости города Москвы установлено отсутствие специальной разметки  социального дистанцирования. 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Таким образом, общество не обеспечило соблюдение перечисленных  правил поведения при введении режима повышенной готовности на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации, установленных Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года   № 12-УМ, совершив тем самым административное правонарушение,  предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах,  получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их  относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы жалобы о том, что обследование указанного выше объекта  проведено 20 мая 2020 года противоречат материалам настоящего дела, в том  числе, рапорту о результатах планового (рейдового) обследования и  приложенному к нему фотоматериалу. 

Вопреки доводам жалобы в соответствии с требованиями статьи 24.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при  рассмотрении дела об административном правонарушении на основании  полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии 


с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса. 

Утверждение в жалобе о том, что нанесение специальной разметки  социального дистанцирования не является обязательным основано на неверном  толковании Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами  допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  процессуальные требования. 

Порядок и срок давности привлечения общества к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для юридических лиц. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой  30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  порядке. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 21  августа 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 20 ноября  2020 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 02 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного  общества «Деревообрабатывающий комбинат № 5» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества  «Деревообрабатывающий комбинат № 5» Коршикова А.О. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров