ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-93 от 23.03.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-93-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 23 марта 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Беручан Ксении Викторовны на вступившие в законную силу  постановление старшего специалиста (контролера) государственного казенного  учреждения города Москвы «Организатор перевозок» от 01.08.2020 № ВВВ  0696970, решение судьи Коптевского районного суда города Москвы  от 27.10.2020 № 12-849/20, решение судьи Московского городского суда  от 26.11.2020 № 7-14118/2020 и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 26.03.2021 № 16-979/2021, вынесенные в отношении  Беручан Ксении Викторовны (далее - Беручан КВ.) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.18.1 Закона города Москвы  от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях» (далее - Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях) 

установил:

постановлением старшего специалиста (контролера) государственного  казенного учреждения города Москвы «Организатор перевозок» от 01.08.2020   № ВВВ 0696970 (далее также - постановление должностного лица), оставленным  без изменения решением судьи Коптевского районного суда города Москвы  от27.10.2020 № 12-849/20, Беручан КВ. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 3.18.1  Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, и подвергнута  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5 000 рублей. 

Решением судьи Московского городского суда от 26.11.2020 № 7-


[A1] изменены, действия Беручан К.В. переквалифицированы с части 4 на часть 2  статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях  с назначением ей административного наказания в виде административного  штрафа в размере 4 000 рублей. В остальной части названные акты оставлены  без изменения. 

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  26.03.2021 № 16-979/2021 постановление должностного лица, решение судьи  Коптевского районного суда города Москвы от 27.10.2020 № 12-849/20 и решение  судьи Московского городского суда от 26.11.2020 № 7-14118/2020 оставлены без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Беручан КВ.  выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном  правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене и прекращении  производства по делу. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело  об административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Беручан КВ.  к административной ответственности) невыполнение гражданами требований  нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение  и обеспечение режима повышенной готовности на территории города  Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия  (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не  влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей. 

Как следует из части 4 статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы  об административных правонарушениях, совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 этой статьи, с использованием  транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан 

в размере пяти тысяч рублей. 


[A2] Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима  повышенной готовности» (далее также - указ Мэра Москвы № 12-УМ) на  территории города Москвы введен режим повышенной готовности. 

Как следует из пункта 9.4 названного Указа, с 12 мая 2020 г. на граждан  возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов  дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте  общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем  перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли,  в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их  гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к этому указу.  Контроль за соблюдением требований данного пункта при использовании  транспорта общего пользования осуществляется Государственным казенным  учреждением города Москвы «Организатор перевозок». 

Из материалов дела усматривается, что постановлением должностного лица,  оставленным без изменения решением судьи районного суда, Беручан К.В.  признана виновной в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 3.18.1 Кодекса города  Москвы об административных правонарушениях, за то, что в 12 часов 12 минут  01.08.2020 в нарушение приведенных выше норм передвигалась с использованием  транспортного средства общего пользования (Московский метрополитен, станция  «Тимирязевская») без средств индивидуальной защиты. 

Решением судьи Московского городского суда от 26.11.2020 № 714118/2020, с которым согласился судья Второго кассационного суда общей  юрисдикции, указанные акты изменены путем переквалификации совершенного  названным лицом деяния с части 4 на часть 2 статьи 3.18.1 Кодекса города  Москвы об административных правонарушениях с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000  рублей со ссылкой на то, что действия Беручан К.В. не связаны с использованием  транспортного средства. 

Между тем при рассмотрении данного дела об административном  правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях или законами субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто 

не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения 


[A3] не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу  об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение либо  иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,  которое совершило административное правонарушение до вступления такого  закона в силу и в отношении которого постановление о назначении  административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или  отягчающий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной  силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность,  распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление  о назначении административного наказания. 

Пунктом 8 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ «Об этапах снятия  ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной  готовности» определено, что ограничения, установленные указом Мэра Москвы от  05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», действуют в  части, не противоречащей настоящему указу. 

Как следует из пункта 7.1 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ  «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима 

повышенной готовности», если иное не установлено настоящим указом, с 13 июля 


[A4] 2020 г. снимаются ограничения, предусмотренные указом Мэра Москвы № 12- УМ, не снятые ранее в соответствии с настоящим указом, за исключением  ограничений, установленных в отношении, в частности, использования средств  индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки)  в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них),  нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры  железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции,  пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом  такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа  по заказу. 

Указом Мэра Москвы от 14.03.2022 № 14-УМ «О признании утратившими  силу отдельных положений указа Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ»  признаны утратившими силу, в числе иных, положения названного нормативно-правового акта, предусматривающие требования об использовании средств  индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях  посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых  осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в  транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного  транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы,  пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве,  осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу. 

Таким образом, приведенные выше нормы, устанавливающие требования,  за неисполнение которых в отношении Беручан К.В. возбуждено производство по  данному делу об административном правонарушении, утратили силу. 

Материалами дела исполнение постановления о назначении  административного штрафа не подтверждается. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по  делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании 

которых были вынесены указанные постановление, решение. 


[A5] С учетом изложенного, постановление старшего специалиста (контролера)  государственного казенного учреждения города Москвы «Организатор  перевозок» от 01.08.2020 № ВВВ 0696970, решение судьи Коптевского районного  суда города Москвы от 27.10.2020 № 12-849/20, решение судьи Московского  городского суда от 26.11.2020 № 7-14118/2020 и постановление судьи Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2021 № 16-979/2021, вынесенные  в отношении Беручан К.В. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы  об административных правонарушениях, подлежат отмене. 

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией,  выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)   № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  17.02.2021 (вопрос № 22), из которого, в частности, следует, что отмена  нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным  органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных  правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются  основанием для прекращения производства по делу об административном  правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо  отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5  части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего специалиста (контролера) государственного  казенного учреждения города Москвы «Организатор перевозок» от 01.08.2020   № ВВВ 0696970, решение судьи Коптевского районного суда города Москвы  от 27.10.2020 № 12-849/20, решение судьи Московского городского 

суда от 26.11.2020 № 7-14118/2020 и постановление судьи Второго кассационного 


[A6] суда общей юрисдикции от 26.03.2021 № 16-979/2021, вынесенные в  отношении Беручан Ксении Викторовны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.18.1 Закона города Москвы  от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях» отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

икифоров