ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-АД21-97 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-97-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 26 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Камоловой Ф.Ф., действующей на основании  ордера в интересах Нозирова Б.Л. на вступившие в законную силу  постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 17 октября  2018 года, решение судьи Московского городского суда от 12 декабря 2018 года  и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении Нозирова Бахтиёрджона  Латифовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Останкинского районного суда г. Москвы  от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи  Московского городского суда от 12 декабря 2018 года и постановлением судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2021 года,  гражданин Республики Таджикистан Нозиров Б.Л. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого  самостоятельного выезда из Российской Федерации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Камолова Ф.Ф. просит отменить названные акты, вынесенные в  отношении Нозирова Б.Л. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, считая их незаконными. 


[A1] Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нозирова Б.Л. к  административной ответственности) предусмотрена административная  ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без  гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении  установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил  миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания  или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего  проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным  законом. 

В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, нарушения, предусмотренные частями 1  и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве  или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут  наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч  рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации  или без такового. 

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений  иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в  Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской  Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе  и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской  Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются  Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ). 

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ  определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте  пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на  условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным  законом или международным договором Российской Федерации. 

В силу положений статьи 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года   № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту  пребывания; учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об  адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае,  предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных  документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в  государственной информационной системе миграционного учета. 


[A2] Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ  установлено, что постановка иностранных граждан на учет по месту  пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета  уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в  соответствии с настоящей статьей. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 16 октября 2018 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. <...><...> в результате проведения проверки соблюдения миграционного  законодательства сотрудниками полиции, был выявлен гражданин  Республики Таджикистан Нозиров Бахтиёрджон Латифович, который нарушил  правила миграционного учета, установленные Федеральным законом  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  рапортами должностных лиц ОМВД России по р-ну Ростокино г. Москвы (л.д.  2-3); письменными объяснениями Нозирова Б.Л. (л.д. 4); копиями паспорта,  миграционной карты и уведомления о прибытии гражданина Республики  Таджикистан Нозирова Б.Л. (л.д. 6-8); данными из базы ФМС России АС  ЦБДУИГ (л.д. 9-24), которые оценены в совокупности с другими материалами  дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения  их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, Нозиров Б.Л. обоснованно привлечен к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Нозирова Б.Л. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Нозирова Б.Л. к административной ответственности соблюден. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Камолова Ф.Ф. указывает, что применение к Нозирову Б.Л.  такой меры административной ответственности, как административное  выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и  нарушает право на уважение семейной жизни. 


[A3] Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая  право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает  вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за  исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и  необходимо в демократическом обществе в интересах национальной  безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния  страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны  здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 г. по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЪсш1а212, СаЬа1ез апб  Ва1капёаН) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 г. по  делу «Гюль (Ош) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 г. по делу  «Киютин (Кшпп) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу «Беррехаб  (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 г. по делу «Бугханеми  (Вои§папегш) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 г. по делу «Эль- Бужаиди (Е1 ВоъцакН) против Франции», § 39; от 18 октября 2006 г. по делу  «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007 г. по делу «Лю и  Лю (Ьш апё Ьш) против России», § 49; решение от 09 ноября 2000 г. по вопросу  о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов (Апёгеу 8пеЬазЬоу) против  Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью 


[A4] установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения;  в то же время право властей применять выдворение может быть важным  средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало  бы уважение к такому закону. 

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона  и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как  обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как  административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. 

Как следует из материалов дела, при назначении Нозирову Б.Л.  административного наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного  постановления судебными инстанциями требования части 2 статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях были  соблюдены: учтены характер совершенного административного  правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела. 

Кроме того, из материалов дела усматривается, что гражданин  Республики Таджикистан Нозиров Б.Л. ранее привлекался к  административной ответственности за нарушения в области миграционного  законодательства (л.д. 23). 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны  пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему  наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  Нозирову Б.Л. административное наказание в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на  семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года), обоснованно  отклонен нижестоящими судебными инстанциями. 

Следовательно, назначение Нозирову Б.Л. дополнительного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации  основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему  указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью  1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 


[A5] Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Нозирову Б.Л. в пределах  санкции части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы  от 17 октября 2018 года, решение судьи Московского городского суда  от 12 декабря 2018 года и постановление судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении  Нозирова Бахтиёрджона Латифовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а  жалобу защитника Камоловой Ф.Ф. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров